Катя Доманькова – о том, как важно учить детей быть добрыми, самостоятельными и нести ответственность за свои слова и поступки.
Мы все очень хорошо знаем, что хотим получать от наших детей. Но не всегда думаем о том, что для того, чтобы получить, необходимо много бескорыстного и терпеливого труда с нашей стороны. В моем понимании, этот труд не про «отдать все, что у меня есть». Он про «подарить маленькому человеку возможность научиться не только принимать, но и отдавать».
Он про незыблемую истину о том, что дети – отражение своих родителей. Никто из нас не знает, окажется ли этот труд максимально результативным или только в какой-то степени. Я тоже не знаю. Я не могу в полной мере отвечать за обстоятельства внешней среды, в которых окажутся мои дети. Но я могу дать им основу, благодаря которой они будут иметь большие шансы стать теми, кем буду гордиться не только я.
Я хочу научить своих детей:
Быть хорошими людьми
Я твердо убеждена, что самое главное в жизни – становиться лучшей версией себя в нравственном, моральном и духовных планах с каждым днем. Пускай говорят, что «хороший человек - не профессия». Я считаю, что профессия. Самая главная, на базе которой обретают смыл все остальные знания и умения.
Быть добрыми
«Всех нужнее и дороже в этом мире доброта», – Фунтик знал, о чем пел. Я считаю, что эта категория в сочетании с предыдущей дарит этому миру много шансов на счастливое существование.
Быть благодарными
За здоровье, за жизнь, за чудесную семью, за материальные блага, за любовь. Говорить «спасибо» в ответ даже на самую незначительную помощь или услугу.
Быть вежливыми со всеми окружающими
Без «пожалуйста» в нашем доме не исполняется ни одна просьба. Ни подать салфетки, ни помочь с уборкой игрушек. С самого раннего возраста по несколько раз день в нашей семье обращают внимание на то, что нельзя (не «не стоит», не «не надо», а именно «НЕЛЬЗЯ») просить о чем-то, не сказав волшебное слово.
Уважать старших
Элементарно знать, что есть категория людей, к которой необходимо относится определенным образом.
Быть самостоятельными
Обязанность убирать разбросанные игрушки, застилать постель, умываться, самостоятельно одеваться, убирать со стола, складывать одежду перед купанием, по приходу домой убирать верхнюю одежду и обувь в шкаф – обязательный минимум для моих старших детей. Я могу помочь, но не сделать за них.
Нести ответственность за свои слова и поступки
Я стараюсь всегда исполнять то, что пообещала своим детям. Если по каким-то причинам мои слова разошлись с действиями, объясняю, почему так произошло, и мы договариваемся о том, когда обещание все же исполнится. Научить этому, как и многому другому, можно, показывая правильный пример.
Дружить
Уметь хранить секреты и доверять близким. Если мы хотим, чтобы наши дети доверяли нам свои рассказы, нам стоит рассказывать им свои.
Уважать свой организм
С маленького возраста знать о том, какие продукты полезны, какие нет, какой образ жизни поддерживает физические силы, а какой – разрушает организм.
Знать и помнить о своих корнях
Через знания о прошлом семьи и уважение ее традиций я хочу подарить своим детям корни, которые питают личность, дают силы, помогают понять себя.
Помогать другим
Необязательно начинать с глобальных шагов. Маленькой помощи не бывает. Можно начать с того, чтобы собрать вместе ненужные игрушки и отдать их нуждающимся. Пропустить старушку в очереди в магазине. Опустить деньги в бокс для пожертвований. Главное – создать для ребенка паттерн того, что помогать – неотъемлемая часть повседневной жизни.
Уважительно относиться к чужому труду
Профессии разные нужны, профессии разные важны. Ценить и быть благодарными за чужой труд – путь к порядку и уважительному отношению ко всем окружающим.
Не осуждать других
Пытаться найти оправдание – выбор непростой. Такой подход дает возможность вместо злости и обиды генерировать терпимость восприятия, фокусироваться на значимом, а не тратить энергию по мелочам.
Беречь землю
Беречь воду, свет, раздельно собирать мусор, не сорить. Уважительно относиться к миру природы.
ЛЮБИТЬ
Конечно, любить! Любовь во всех возможных проявлениях дает нашим детям возможность успешно следовать предыдущим четырнадцати пунктам, а нам – возможность доносить до них такие важные истины.