Детский нейропсихолог и мама двоих сыновей Валентина Паевская (
Не спешите!
С точки зрения нейропсихологии, нужно учить читать не раньше пяти лет. Только к этому возрасту созревают части головного мозга, способные распознавать искусственные символы (буквы и цифры).
Чтение основано на понятийной сфере, ребенок должен представлять все предметы, о которых он читает. Но до 5 лет он может просто не воспринимать информацию, потому что абстрактное мышление еще формируется. В будущем такие ранние попытки чтения могут приводить к дислексии и дисграфии, ребенок будет, например, зеркалить буквы в школе. Такого же мнения придерживается и известная профессор Татьяна Черниговская.
На семинарах я всегда говорю родителям: все стремятся покупать детям ортопедическую обувь и исправно ходить к ортопедам, но мало кто доходит до офтальмолога, чтобы узнать, можно ли начинать учиться читать в раннем возрасте. Любой специалист скажет, что глаз у человека созревает до 12 лет и глазное дно формируется все это время. Лишнее напряжение до 5 дет глазам ни к чему.
Изучайте букварь
Начинайте с обычного «Букваря» Надежды Жуковой. Главное правило для родителей: не зацикливаться на одной странице. Каждый день изучайте новую букву. К 15 странице ребенок может и не запомнить половину букв, это нестрашно. Обычно к концу букваря даже дети с задержкой развития запоминают все буквы и начинают медленно читать. Если же этого не произошло, можно начать заново. Но в моей практике таких случаев не было.
Просите ребенка пересказывать прочитанное
Когда малыш научился читать предложения, просите их пересказывать. Как правило, на этом этапе дети начинают зацикливаться: читают и не понимают смысла. Поэтому и нет смысла учить малыша читать в три года – для него это просто набор звуков.
Если ребенок не может пересказать, просите его перечитать предложение и попробовать еще раз. Если с одним предложением вы разобрались, можно учиться пересказывать два. И так по нарастающей. Таким образом формируется индивидуальный подход к чтению. У каждого свой объем страниц, который он может прочитать и пересказать. Например, у моего старшего сына эта цифра была – 60 страниц, у младшего – 30.
Пересказ и чтение полноценных книг готовит мозг к обработке большого количества информации в будущем. Ребенок, который тренируется без стресса и в соответствии со своими способностями, за два года легко подготовится к школе.
Настольные игры
Настольные игры с карточками с минимальным описанием заданий развивают навыки чтения. Например, «Эволюция» – отличная игра, которая должна быть в каждом доме. Еще мне нравится «Вокруг света за 80 дней». Играя в них, ребенок вынужден читать, и у него появляется мотивация. Еще вариант – научить его пользоваться поисковиком в интернете.
Главное – регулярность
Не надо паниковать, если у ребенка не получается быстро читать. Все дети разные. Бывает, он год читает очень медленно по слогам, и скорость не увеличивается. А потом за короткий промежуток начинает читать так же быстро, как взрослый человек. И наоборот: темп со временем может приостановиться, но потом все нормализуется. Главное, читать регулярно. Cледите за этим сами или попросите няню, если она у вас есть (вот
Читайте вслух
Когда ребенок читает вслух, он проговаривает ошибки, которые могут появляться во время письма. Как правило, он запинается на окончаниях, проглатывает согласные. Если добиться идеального качества прочтения, он научится не совершать грамматические ошибки.
Многие родители не обращают внимание на запятые, не выделяют их интонацией. Из-за этого могут быть ошибки с причастными оборотами, например. Мой старший сын перестал читать вслух только к 5 классу.