Как быть, если ребенок не может усидеть на месте, отвлекается и не концентрируется на уроках? Как не срываться, здраво посмотреть на ситуацию и найти подход? Ответить на эти вопросы BeautyHack попросил двух специалистов – основателя Ассоциации родителей и детей с дислексией Марию Пиотровскую и учителя, журналиста, администратора форума «Наши невнимательные гиперактивные дети» Ирину Лукьянову.
Как часто мы ругаем наших малышей за то, что они крутятся чрезмерно шумно, непоседливы, не слышат наших призывов остановиться и посидеть спокойно, неусидчивы или невнимательны. И, несмотря на то, что Ассоциация родителей и детей с дислексией не занимается напрямую СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности), все наши специалисты знают, что это – «родственная» нам проблема. Дети с дислексией, дисграфией, дискалькулией нередко страдают и от синдрома дефицита внимания.
Создайте для ребенка максимально комфортную обстановку
По своему личному наблюдению могу сказать, что главное, что требуется таким детям – это внимание и терпение. Взрослые должны компенсировать недостаток этого ресурса у своих детей собственной концентрацией сил и спокойствия. Полезно понаблюдать за ребенком, когда он что-то делает, садится читать или учить уроки и посмотреть, в какие моменты он фокусируется лучше всего, что ему помогает. Не ругать и не одергивать его, а именно наблюдать.
Так, для вас может отказаться открытием, что именно двигаясь, делая что-то, чертя или рисуя, ребёнок лучше все запоминает и усваивает. Кроме этого, важную роль играет среда, обстановка, в которой занимается ребенок. Постарайтесь сделать так, чтобы во время «домашки» не мешали никакие отвлекающие звуки, сами задания давайте маленькими частями, по очереди, а не три задания сразу.
Четкий и понятный режим дня
Кроме того, детям с СДВГ свойственна бесцельная активность. Ее не надо путать с обычной детской познавательной активностью, цель которой – понять мир лучше. Весь смысл гиперактивности в том, чтобы обеспечить себе прямо сейчас самое приятное времяпрепровождение: побольше ярких красок, вкусной и необычной еды, сладостей, впечатлений, событий, ощущений. Парадокс в том, что от этого всего дети очень устают, перевозбуждаются и часто за таким нервным перегрузом следует истерика.
Спасение от этого хаоса – упорядоченная, предсказуемая, размеренная жизнь, обилие алгоритмов, четких и неукоснительно соблюдаемых правил, ясный режим дня.
Будьте рядом с ребенком во время занятий
Конечно, таким детям очень трудно делать уроки. И на дистанционном обучении им тоже приходится трудно. Поэтому, если ребенок не справляется с дистанционными уроками, отвлекается, помощь родителей может состоять в том, чтобы получить у учителя материалы урока, выделить в них самое главное и убедиться, что ребенок не ушел в частности, а вынес с урока и записал основное.
Если у родителей есть возможность быть рядом, имеет смысл следить за тем, когда ребенок начинает отвлекаться, и дать ему возможность передохнуть: потерять часть урока лучше, чем целый урок. Хорошо бы дать ему возможность двигаться: ходить по комнате, когда он слушает урок, качаться в кресле-качалке, балансировать на фитболе, держать в руках мягкую игрушку (силиконовую или набитую крупой).
Физическая нагрузка
В условиях самоизоляции структурировать день ребенка очень трудно, однако, для гиперактивного ребенка жизненно важно внести физическую активность в распорядок дня (танцы, йога, гимнастика под ролики с YouTube), исключая при этом перевозбуждение.
Делите большие задания на мелкие части и хвалите ребенка за выполнение каждой
Как делать уроки в самоизоляции – отдельный большой вопрос. Может быть, имеет смысл вообще сократить их количество, если вы видите, что они превращаются в пытку для всей семьи.
Большую работу нужно делить на мелкие кусочки и делать их один за другим, вознаграждая ребенка какой-то приятной мелочью за каждую выполненную часть работы и не давая перевозбудиться. Важно помнить, что роль родителя в данной ситуации – добрый помощник, а не злой надзиратель. Также важно следить, чтобы ребенок вовремя отдыхал и после периода отдыха вовремя возвращался к работе. Организовав процесс таким образом и убедившись, что система работает, можно начать постепенно передавать ребенку контроль выполнения домашних заданий.
Что читать и смотреть на эту тему:
Книга «Экстремальное материнство. Счастливая жизнь с трудным ребенком» Ирины Лукьяновой
Вебинары «Как помочь ребенку с СДВГ в школе» на платформе