Создатель «лаборатории»
О том, как все начиналось
У меня экономическое образование. Десять лет назад мы с женой приняли решение переехать в Лондон. Тогда у меня и в мыслях не было создать аккаунт и размещать там видео, как можно развлечь детей, – работал по специальности «международная торговля».
Освоившись на новом месте, жена увлеклась созданием сайтов. Решил к ней присоединиться: ушел с работы и изучил программирование. Когда родился старший сын –Алекс (5 лет), у нас уже было несколько рабочих проектов, и я мог себе позволить уделять ребенку столько времени, сколько захочу.
Как-то раз жена сказала: «Сейчас бум на Instagram и нам тоже нужно создать свой аккаунт там». А поскольку мы тогда только учились быть родителями, решил сделать акцент именно на этом и создать аккаунт о развивающих игрушках.
Знаете, в Англии есть одна проблема: заходишь в магазин с огромным количеством каких-то машинок, роботов, зайцев –все красивое, но пользы никакой. Так родилась тематика – начал делать подборки «развивашек».
Мой сын рос, через два года родился второй, мы начали ставить опыты и пришли к тому, что я переименовал аккаунт в «TheDadLab» - «Папина Лаборатория».
О родительской фантазией
Меня часто спрашивают: «Как у тебя фантазии на все это хватает?» На самом деле, на странице не все идеи мои. Я много читаю, смотрю другие сайты и аккаунты в Instagram – какие-то вещи беру оттуда или просто вдохновляюсь.
Когда тебе нужно чем-то занять ребенка, фантазия работает прекрасно: ты смотришь по сторонам и пытаешься любой предмет адаптировать для игры. Стараюсь делать так, чтобы каждый импровизированный урок шел на пользу: развивал моторику, логику, мышление.
О раннем развитии
В Англии никто не парится ранним развитием –у детей просто есть детство. Если кто-то этим заморочился, будьте уверены: у человека русские корни.
У меня нет «бекграунда» в виде научных работ на тему детского развития или академического педагогического образования –я просто папа, который полезно и весело проводит время со своими детьми, получая от этого удовольствие. Кажется, кто-то не доиграл в детстве, заметно, да? Все, что интересно моим детям, интересно мне.
Мое отношение к раннему развитию неоднозначно – у него есть свои плюсы и минусы. Самым губительным в любом деле считаю фанатизм – нужно соблюдать баланс.
На год мы подарили Алексу детский компьютер – нажимаешь на кнопку устройства, и «лэптоп» называет букву. Через 6 месяцев он знал алфавит. Алекс настолько увлекся процессом, что буквы преследовали нас повсюду: он показывал их в журналах, на вывесках, этикетках. Результат: в два года сын начал читать.
Кто-то скажет, что это слишком рано, но я ни к чему его не принуждал, – мы всего лишь немного ему помогли, отвечая на вопросы.
Наблюдайте со своими детьми, обращайте внимание на то, что им интересно и старайтесь доносить новую информацию через игру!
Об интуитивном воспитании
Мой директ завален вопросами «для какого возраста эта развивашка», «что она дает малышу?», «а можно с двух лет ее давать?». Ребята, не знаю. Я не учитель, не воспитатель, не профессор – всего лишь предлагаю идеи для совместного времяпровождения. Могу отвечать лишь за то, что актуально и интересно для моего ребенка.
В какой-то момент я тоже проходил стадию «а с какого возраста это можно?», а потом решил, что все нужно попробовать. Если во время занятий необходим какой-то инструмент, сначала предложите его малышу – возможно пока он для него слишком сложен и нужно подождать.
До двух лет моим сыновьям очень нравились опыты со сменой цветов –две капли красителя в бутылке с водой, и дети в восторге. Через год они стали понимать, что это не волшебство, а реакция. Дальше –больше. Пробуйте! Не сегодня –завтра ребенок уловит суть и сделает то, чего не умел еще месяц назад.
Мой подход: интуитивное воспитание –действую по наитию. Задача – донести сыновьям информацию так, чтобы они ее поняли и смогли применить на практике. Иногда мы делаем какой-то новый опыт, а Макс кричит: «Я знаю, сейчас вода замерзнет и увеличится в размере!» Так и происходит. Нет, мы не изучаем молекулярные составы, мы учимся проводить аналогию.
О билингвизме
Мы с женой родились и выросли в Латвии, потом переехали в Россию, 10 лет назад оказались в Лондоне. Как и в любой семье, переехавшей в другую страну, у нас есть второй язык и свои языковые правила общения с детьми: дома только русский, в городе –английский. Исключение – мультики, песни. Иногда мы смотрим и слушаем их на иностранном. Система работает!
Алекс около 2.5 лет погружен в английскую среду и уже неплохо говорит по-английски. Он полноценный билингв! Макс (3 года) постигает азы иностранного около 3-х месяцев, но у него неплохо получается.
Я убежден, что перед тем как отдавать ребенка в школу, где его «накроет» английский, нужно освоить русский. Если этого не сделать, второй язык вытеснит первый.
Об английских детских садах
К сожалению, я не знаю, как устроены детские сады в России. В Лондоне мы со старшим сыном сменили два, прежде, чем найти «свой». Сначала попали в такой, где за ребенком постоянно бегают и ему не нужно напрягаться, чтобы получить желаемое –«сами придут и сами все дадут». Потом пошли туда, где нет ничего кроме игр. Сейчас ходим в сад Монтессори – с этой системой я познакомился давно и полностью разделяю ее принципы.
О неудачных экспериментах
Я всегда выкладываю посты с удачными экспериментами, но провалы тоже бывают. Есть эксперимент, который мы пробовали уже раза 3 – пытаемся вырастить растение. Оказалось, это не так просто, как смешать соду и уксус – нужно терпение, ответственность, осознанность. Алекс уже несколько раз переснимал первую часть –посадку, но до второй пока не дошли.
Есть и такие опыты, которые дети не в состоянии повторить без моей помощи. Один из самых популярных: использование нескольких стаканов с водой разного цвета и добавления в них разного количества сахара. Из них можно сделать радужный столбик, аккуратно выливая жидкость из каждого стакана в один сосуд. Идея суперская, но у моих сыновей пока получается только коричневая каша. Поэтому такой опыт я не выставляю.
Я учу детей достойно принимать неудачи –они случаются со всеми. Если что-то долго не получается, «откладываю в ящик» и жду подходящего момента.
У нас Алекс, например, совсем не спортивный, а Макс – наоборот. Младшего я посадил на беговел и он тут же поехал, старшего пришлось учить. Мы не заставляем. Отказ или продолжение обучения –это решение сына, а не наше.
О принципах воспитания детей
У меня одно правило: если один раз что-то разрешил, значит это можно! Каждый родитель должен решить для себя, что важно, а что нет.
В Англии проблема с нормальной едой. Мы стараемся, чтобы наши дети не видели чипсов, сухариков, сладкого, полуфабрикатов – дома у нас этого нет. У нас нет и телевизора – считаю, что он негативно влияет на развитие сыновей.
Когда Алекс был маленький, дали ему iPad –после пары развивающих игр он быстро понял, что такое «сортировка». Вроде бы круто, но через некоторое время сын стал агрессивным и зависимым – игрушку пришлось внести в список «запрещенки».
Сейчас сын пользуется iPad, но дозированно – через 15 минут автоматически блокируется экран.
О магазинных игрушках и правилах их выбора
Раньше я покупал игрушки, сейчас производители присылают их сами –в аккаунте есть рубрика, в которой я тестирую «разивашки». При выборе всегда обращаю внимание именно на развивающий момент: есть от нее польза, или нет. В Англии с этим критерием беда, я уже говорил.
Обратите внимание на советские игрушки – многие из них незаслуженно забыты. Квадраты Никитина, например, просто шикарны. Как-то привез их из Киева – игрушка вызвала у моих английских друзей восторг: все хотели такую же!
Я стараюсь найти что-то уникальное. Кубик Рубика знают все, но он слишком сложен для детей –мой сын его не соберет, да и я тоже не соберу. Знаю людей, которые после моих постов покупают игрушки из обзоров в детские сады –это приятно.
О том, что будет дальше
Сейчас мои дети дошкольники – им интересно то, чем мы занимаемся. Прогнозировать и планировать, что будет дальше, не могу. Убежден, что в каждом возрасте можно найти эксперимент, который приведет в восторг. И пока мои сыновья живут со мной, буду искать такие эксперименты. Моя «лаборатория» должна расти вместе с детьми!
Интервью и текст: Наталия Капица