1. Материнство
  2. Дети

«Школа подходит не всем» или «домашнее обучение формирует комплексы»: психологи - о том, какую форму образования выбрать

26.08.2021

Что для ребенка лучше - школа или домашнее обучение? Дебаты на этот счет можно вести вечно. Во-первых, потому что все очень индивидуально - то, что подходит одному, может навредить другому. А, во-вторых, везде есть свои плюсы и минусы. Мы в редакции BeautyHack.ru попросили высказать свое мнение на этот счет двух экспертов - психолога онлайн-сервиса YouTalk и директора частной школы и детского сада «Школа Наследие». 

«Школа подходит не всем»: мнение за домашнее обучение

Юлия Володько

Юлия Володько

психолог онлайн-сервиса YouTalk

- Домашнее обучение практиковалось столетиями. И, как показала история, дети с ним успешно справлялись. Но стоит отметить, что оно длилось только до определенного возраста или до того момента, пока ученик не усвоил базовые знания. После этого ребенка, а иногда и подростка, отдавали в специальные заведения или же мастеру своего дела. Если мы говорим про возраст до 10 лет, то домашнее обучение для многих детей было бы более комфортным. Другой вопрос в том, кто и как будет заниматься с ребенком. Не всем родителям хватает терпения и времени на это. Но если родитель умеет заинтересовать свое чадо, объяснить ему спокойно и понятно, то, как показывают мои наблюдения, многие дети проходят начальную школу за 2 -3 года, а не за 4. При этом у ребенка появляется много свободного времени, чтобы заниматься интересными делами, а не тратить его на уроки.

К тому же, на мой взгляд, требования в начальных классах школы не всегда корректны и полезны. Все эти «две клеточки вниз, три клеточки отступить», «писать только синей шариковой ручкой» отвлекают ребенка от сути того, что он пишет или считает.

В домашнем обучении этих требований нет: ребенок может писать любой ручкой, а, если хочет, и карандашом. Он может не отступать клеточки, писать не только в тетради, но и в альбоме, на доске. А это же такой хороший элемент творчества и игры! И именно в игре ребенок учится быстрее.

Также дети на домашнем обучении (и их родители) обычно быстрее понимают, чем хотят заниматься в жизни, у них быстрее формируются цели. Это происходит из-за того, что ярче видно, какой предмет нравится ребенку, а какой нет. И есть возможность этот предмет изучать более основательно и широко. Часто у таких детей более четкие цели, больше ответственности, нет страха высказывать свое мнение, где-то спорить, нестандартно мыслить. Дети становятся более свободными, независимыми.

Конечно, все очень индивидуально. Но с психологической точки зрения можно выделить следующие главные плюсы домашнего обучения:

  • сниженный уровень стрессовый нагрузки, связанной с отсутствием возможного конфликтного взаимодействия внутри коллектива (буллинг),
  • возможность организации ритма обучения, основанного на индивидуальных особенностях нервной системы ребенка.

К минусам можно отнести только один нюанс - изоляция ребенка. Но это случается только при отсутствии включенности в детские коллективы и встречается редко.

О социализации

Отсутствие социализации на домашнем обучении - самый большой страх родителей. Однако социализация - это не просто навык общения со сверстниками. В процесс социализации входят и воспитание в семье, и умение разговаривать и вести себя с людьми разного возраста, и знание человеческой культуры (книги, музыка, архитектура и т.д.), и любопытство к миру, и желание пересмотреть свои взгляды. Некоторые процессы социализации длятся всю нашу жизнь.

Первую и самую важную роль в социализации ребенка играет все-таки семья, а не школа.

Именно из семьи ребенок берет самые первые ценности, взгляды, нормы поведения. Это называется первичной социализацией.

Любой класс в школе - это коллектив, где собраны дети с разными ценностями, полученными в семье. Хорошо, конечно, когда ребенок взаимодействует с разными детьми. Но стоит помнить, что не каждый готов к этому, не каждому комфортно сталкиваться с ценностями других.

Еще одно возможное явление в школе - буллинг. Причем как от одноклассников, так и от учителей. Но если в начальной школе подобную проблему можно решить с педагогом и школьным психологом, перевести ребенка в другой класс, то в средних и старших классах придется отправлять сына или дочь в другую школу. Буллинг в подростковом возрасте говорит о том, что скорее всего класс уже давно педагогически запущен и внутри коллектива наладить обстановку практически невозможно.

В секциях и кружках все-таки неблагоприятная атмосфера встречается в разы реже. Там собираются дети с общими интересами, и они обычно учатся делать одно дело вместе. Подобное взаимодействие не только благоприятно для социализации и психики, но и больше напоминает рабочий процесс во взрослой жизни.

Дети, которым точно нужно учиться дома

Если ваш ребенок робкий и стеснительный, если он с трудом переносит чей-то крик и строгий голос, то ему лучше дать возможность учиться дома. Но не посадить его там, а начинать социализировать через кружки, секции, игру во дворе с другими ребятами.

Хочу еще отметить одаренных или нестандартно мыслящих детей. Есть малыши, подростки с очень пытливым умом, с нестандартными вопросами, умеющие делать свои выводы или имеющие свое мнение. Очень часто они подвергаются давлению со стороны учителей. Случаи из моей практики говорят о том, что это случается не так уж и редко. Таких детей я бы тоже советовала переводить на домашнее обучение, чтобы сохранить их уникальность.

Если же ребенок очень общительный и рад быть в любых коллективах, если это доставляет ему удовольствие, то школа может стать для него комфортным местом. И здесь домашнее обучение можно исключить.

Как решиться на домашнее обучение

Принимая решение о домашнем образовании, родителю стоит оценить свои силы, наличие свободного времени, финансовое положение. Нужно поговорить с ребенком на эту тему, узнать его мнение, объяснить, как и что будет происходить на домашнем обучении, продумать, как он будет общаться со сверстниками, чем будет заниматься в свободное время и т.д.

Также можно всегда пообщаться с родителями, у которых уже есть такой опыт, узнать о сложностях, с которыми они сталкиваются.

И помните, учиться дома можно разными способами:

  1. Есть образовательные площадки, где детей официально прикрепляют к школам, где можно учиться, как в обычной школе, только в своем темпе.
  2. Есть школы, в которых можно проходить только аттестации, а обучаться самим.

Но самое важное - прислушаться к своему ребенку, понять, что ему будет полезнее. И если это школа, то выбрать подходящую: системы тоже могут сильно отличаться.

«Школа лучше»: мнение против домашнего обучения

Ольга Ушакова

Ольга Ушакова

директор частной школы и детского сада «Школа Наследие», детский психолог

- Если говорить о том, что лучше - школа или домашнее обучение, однозначного ответа нет: везде есть свои нюансы, каждый случай нужно рассматривать индивидуально. Но все-таки школа, по моему мнению, лучше. И здесь лишь вопрос: «Какая именно?» У каждой ступени школы есть свои особенности, поэтому можно рассматривать и комбинированное обучение (когда ребенок учится в школе, а потом переходит на домашнее обучение). Но начало пути точно должно быть в школе. Для ребенка важно пойти в 1 класс, потому что в это время формируется учебный мотив, опираясь на который дети осваивают навыки обучения. К тому же память об этом событии остается навсегда: каждый человек помнит 1 сентября, линейку, цветы и ощущения праздника.

До 9 лет (примерно до 3 класса), исходя из исследования А.Н.Леонтьева (советский психолог, философ и педагог, - прим. BeautyHack.ru), развитие ведет за собой обучение. То есть развитие является первостепенным, а обучение станет ведущим позднее. И этого можно добиться только в школе. На домашнем обучении, даже если к ребенку приходит учитель, все равно остается атмосфера «дома», а во главе остаются правила поведения и приоритеты семьи. Дома ребенок будет ориентироваться на ожидания родителей, пытаться оправдать их и, по моему мнению, не имеет времени исправить ошибку. Весь процесс обучения сводится к «здесь и теперь». В школе у ребенка есть возможность самостоятельно решать вопросы, планировать свое поведение, отвечать за свои поступки. И в этом заключается его развитие.

С 4 по 9 классы начинается основная школа, где главное - обучение. В этот период дается база знаний по всем предметам. И ее лучше тоже получать в школе. Ведь каждый учитель по предмету «заражает» ученика любовью к своей специализации, что позволит ребенку определиться, может ли это стать делом жизни. Ни одно дистанционное обучение этого не даст. Я говорю про дистанционное обучение, потому что домашнее обучение в основной школе без него сегодня просто невозможно. И домой к ребенку не придет 10 высокопрофессиональных специалистов по разным предметам.

10-11 классы - это старшая школа. В этот период домашнее или репетиторское обучение становится распространенным явлением, и оно по желанию ученика может быть. И это понятно: нужно поступить в хороший ВУЗ, а без углубленной подготовки по выбранным предметам это невозможно.

О социализации

Я сознательно выше не говорила о социализации, потому что этот процесс начинается с 4-5 лет. И практически все навыки общения и формирование нравственных и моральных качеств и оценок заканчиваются к 11 годам. Поэтому, выбирая форму обучения, не стоит рассматривать только аспект социализации. Также важно определиться, что понимается под социализацией. Часто, когда говорят о том, что ребенок лучше социализируется на домашнем обучении, чем в школе, подразумевают просто его комфорт. Родители хотят сделать жизнь ребенка вне школы удобнее, разнообразнее и интереснее. Но забывают про известный факт о том, что в этот момент развитие находится в зоне риска!

Мы не можем избежать неинтересной и даже нудной работы. Очень важно научить ребенка замечать детали, и метод «едва заметных различий» все еще действует. Как бы ни вошли в нашу жизнь интернет и компьютер, развитие мышления лежит в зоне развития восприятия.

Школа для социализации важнее любых кружков и секций.

Кружок и любые дополнительные занятия — это все же выбор: «не захочу и не пойду». И вот эта необязательность формирует у ребенка, в конечном счете, неуверенность в себе. Ребенок испугался, что не справится, и не пошел на кружок, родители не уделили этому внимания, оставив у дочери или сына комплекс на всю жизнь. Со школой это невозможно: ребенку, что бы ни случилось, все равно придется ходить на занятия каждый день. И это формирует определенные качества характера: когда справляешься с тем, в чем был не уверен, понимаешь, что при старании можешь достичь многого. И это отличное качество для будущей взрослой жизни.

Как проходить аттестацию в школе на домашнем обучении

Каждый, кто решил учиться дома, должен прикрепиться к школе. И каждый год в обязательном порядке сдавать все проверочные работы и экзамены с учениками этой школы. Правила для всех едины, и оценки будут ставить учителя, а не родители.

Читайте также