Помочь ребенку адекватно оценивать свои силы, расти и достигать результатов — задача, требующая терпения и повышенного внимания со стороны родителей.
Меня зовут Валентина Красникова, у меня 17 детей. Я активный общественный деятель, автор образовательных программ и книг, специалист в области управления временем, эксперт на национальных телеканалах и просто счастливая мама. В нашу семью приходили дети разного возраста и состояния здоровья. Мы брали совсем малышей, подростков, особенных детей. И, конечно, все они были в различном эмоциональном состоянии, со своими потребностями,степенью приспособленности к бытовым условиям и уровнем академических знаний.
Именно такой опыт помог мне разработать универсальную систему целеполагания и мотивации для детей, которая называется «Я могу, я смогу, я смог». Данная методика позволяет научить ребенка адекватно оценивать свои силы, видеть перспективы и верить в себя.
Очень важно, чтобы ребенок знал, что именно он умеет уже сейчас, не обесценивал свои навыки и видел возможности для роста. Родителям очень важно подмечать сильные стороны ребенка. Причем это могут быть как какие-то значительные достижения, так и мелкие бытовые успехи: «Молодец, ты сегодня намного быстрее и аккуратнее заправил постель!», «Классно, смотри как быстро ты научился завязывать шнурки!» и т.п. Важно акцентировать внимание на том, что ребенок умеет уже сейчас.
Создавайте поддерживающую атмосферу в семье, где ребенок сможет чувствовать себя комфортно, обсуждая свои успехи и неудачи. Важно поощрять его анализировать собственные достижения, а не просто сравнивать их с успехами других. Необходимо учитывать, что у каждого ребенка свой уровень. С некоторыми своими детьми мы радовались тройкам. У одного из сыновей, когда он попал к нам в семью, в школьном табеле успеваемости были одни двойки. Мы начали с постановки цели и решили, что в первой четверти будем стремиться к тройке по русскому языку. А затем планомерно шли к этому результату.
Когда ребенок приходил из школы и говорил, что получил тройку, мы всей семьей за него радовались. Такая стратегия привела к тому, что в конце учебного года наш сын написал контрольную работу по русскому языку лучше всех в классе.
Помогайте ребенку ставить реальные цели. Обсуждайте, как разбить крупные задачи на более мелкие, чтобы они выглядели более управляемыми. Так он сможет лучше отслеживать свой прогресс и получать удовлетворение от своих больших и маленьких результатов.
Когда вы добьетесь того, что ребенок увидит и начнет ценить способности и умения, которые у него уже есть, можно переходить к этапу вдохновения и мотивации. Обсудите с ним чего он сможет достичь, если будет продолжать оттачивать свои навыки. В этот момент нужно показать ему перспективы. Для этого можно использовать книги и фильмы, снятые на основе реальных событий. Выберите биографии реальных людей, которые добились высоких результатов в профессии, спорте, искусстве, преодолели недуги и инвалидность, бедность и лишения. Покажите, что перед каждым человеком открыты двери к успеху и доступны различные возможности, главное их увидеть и идти к своей цели.
На заключительном этапе, необходимо обозначить прогресс, обсудить, от чего стартовали и к чему пришли, зафиксировать победы и поставить новые цели. Это важно для повышения уверенности в себе и формированию положительной самооценки.
Отмечая даже мелкие успехи, родители создают у малыша привычку ценить свои усилия и результаты работы. Когда ребенок видит, что его усилия ценятся, он ощущает свою значимость и готов к будущим достижениям.
Таким образом, чтобы научить ребенка правильно оценивать имеющиеся у него ресурсы и навыки, а также приумножить и развить свои способности, нужно пройти три этапа:
- «Я могу» – выявление и фиксация уже имеющихся умений;
- «Я смогу» – выявление точек роста, мотивация и вдохновение;
- «Я смог» – фиксация побед и достижений, обсуждение планов на будущее.
Чтобы сделать процесс более наглядным, нужно его визуализировать. Можно завести для этого отдельный блокнот, или использовать специальный трекер привычек, который я разработала совместно со своими детьми.
Также важно научить ребенка принимать ошибки как часть процесса развития. Обсуждайте, что неудачи — это возможность для роста, а не признак недостатка способностей.
Нужно хвалить не только за успехи, но и за стремление, а также приложенные усилия. Это формирует у ребенка здоровое отношение к своим возможностям и поможет ему выстроить реалистичные ожидания.
А главное, необходимо верить и помнить, что в каждом ребенке заложен очень большой потенциал, нужно только поддержать и помочь ему раскрыться.