Стоит ли финансово поддерживать ребенка за хорошую учебу, давать ли карманные деньги и в каком количестве, как объяснять, что сейчас вы не можете себе что-то позволить? Попросили детского психолога Никиту Карпова дать обратную связь на ситуации, которые возникали в жизни каждой семьи.
Ребенок хочет что-то прямо сейчас. Покупать или нет?
На мой взгляд, ребенок не должен получать все в тот момент, когда ему это захотелось. Таким образом дети не учатся ждать и прилагать усилия для достижения цели. Я за баланс. Если есть возможность – не нужно ущемлять ребенка на ровном месте. А с другой стороны, пусть все покупки будут рациональными.
Я, например, не покупаю своему девятилетнему ребенку iPhone, потому что я не вижу в этом смысла, для меня трата денег должна быть осмысленной. Если ребенок готов сделать презентацию и убедить, что ему очень нужен iPhone, пусть пробует. Будет интересно послушать его аргументы.
Правильно ли платить за оценки или домашние обязанности?
Я не сторонник платить за оценки и за домашние обязанности. Это плохо, потому что ведет к подмене мотива на цель, то есть ребенок начинает не учиться, а зарабатывать. Ну и в долгосрочной перспективе это не работает. Ваша задача – сделать так, чтобы он хотел учиться и развиваться. А он лишь будет хотеть деньги за оценки – это совсем другой мотив. То же самое с домашними обязанностями. Есть круг домашних обязанностей, которые выполняют все члены семьи, и в него нужно вовлекать детей.
«Это не твои деньги, а наши», – можно ли так говорить ребенку?
Зависит от ситуации. Если вы используете этот аргумент в споре, это плохая идея. Ребенок, честно говоря, и без вас это знает. Если вы пытаетесь забрать его накопления, то вы неправы, потому что его накопления принадлежат ему. Несмотря на то, что изначально их заработали вы. Для него есть неоспоримый факт: все деньги, на которые вы живете, зарабатывают родители. Часть от этой суммы идет на нужды ребенка, но родители, прежде всего, решают судьбу всех доходов.
Конфликт на этой почве – хороший повод побеседовать, как вообще зарабатываются и распределяются деньги, и поделиться своим представлением.
Но прежде чем разговаривать с ребенком, хорошо бы взрослым самим разобраться со своими «тараканами»: сформулировать свои отношения с деньгами, выработать нормы вашей семьи и задуматься о целях – что вы хотите донести до детей.
Есть одно важное правило: если вы требуете от детей того, чего не делаете сами, можете не надеяться на результат. В ином случае у вас появляется шанс. Поэтому если хотите грамотных финансовых стратегий от ребенка, учитесь им сами.
Кажется, пришло время давать карманные деньги. Как это делать?
Во-первых, поднимайте эту тему, когда есть запрос. Во-вторых, определитесь для себя, зачем вы даете карманные деньги. Обычно так родители реагируют на нужды ребенка и учат его пользоваться деньгами. Я придерживаюсь следующих правил: то, что вы ему выдали, – это уже не ваши деньги, а его. И ему решать, как ими распоряжаться. Даже если он все потратит на чипсы. Здесь, конечно, важно оговориться, что это не касается ситуаций, которые угрожают жизни.
Если вы хотите научить ребенка считать, копить, планировать расходы, карманных денег не должно быть много. И про это нужно много разговаривать. Я не сторонник ситуаций, когда обязательные расходы (вроде денег на проезд или оплату связи) тоже считаются карманными. Все-таки карманные – это свободные деньги, которые ребенок может потратить на «хотелки».
Вы сами определяете, что оплачиваете сами, а что покупает ребенок. Например, игрушки мы просто так не покупаем, а дарим. Если хочешь их вне праздников – у тебя есть карманные. Или мы не покупаем сладости домой, но можешь сам себе их позволить, если есть желание. Карманные в зависимости от возраста выдаются раз в какой-то период, и не стоит потом, что называется, «докидывать ребенку деньжат». Хотя бывают, конечно, экстра-случаи. Например, парень-подросток хочет пригласить девочку в кафе и просит на это денег. В первый раз можно помочь, а потом побеседовать, как он может сам решать этот вопрос.
Есть книга «Пес по кличке Мани» Бодо Шефера. Она скорее про отношение к деньгам в целом. Ребенку 12+ будет интересно.
Ребенок хвастается материальным положением семьи. Как быть?
Многое зависит от модели семьи. Если родители сами делают акцент на своем достатке, то и ребенок будет. Но даже в ситуациях, когда вы сами этого не делаете, ребенок все равно может подчеркивать свое материальное состояние, особенно в предподростковом возрасте, когда хвастаться особо нечем, а хочется.
Как объяснять, что денег может не хватать?
В зависимости от запроса ребенка. Иногда достаточно сказать: «Прости, дружок, денег на это у нас нет». Это неприятный и сложный разговор, прежде всего потому, что мы сами себя плохо чувствуем и не очень согласны со своим финансовым положением.
Если я понимаю, что я не зарабатываю миллионы, но у меня есть свободная сумма в распоряжении, я спокойно об этом говорю. Да, мы не можем менять iPhone каждый год, например. Или вообще покупать телефон дороже 10 тысяч. «Тебе хочется другого финансового положения. Я очень тебя понимаю. Я для этого делаю это и это. И ты в своей жизни тоже можешь сделать вот это и это». Самое сложное здесь – договориться с самим собой.
Ребенка дразнят за его материальное положение. Как быть?
Никак. Искать среду, где не будут дразнить. Но это утопия. Везде, так или иначе, за это может прилететь. Здесь важно не разрушить уверенность и самооценку на уровне семьи, чтобы все издевательства вне дома не ранили так глубоко. И это хороший повод говорить с ребенком про ценности. Но и будьте готовы к тому, что такое может случиться.