«Не кривляйся», «хорошие девочки так себя не ведут» – знакомые вам фразы? Не желая ничего плохого для своего ребенка, мамы и папы годами повторяют одни и те же слова, которые когда-то слышали от своих родителей. Формулировки, отшлифованные поколениями, как правило, не звучат агрессивно, не несут большого смысла, но зато надолго откладываются в головах у детей. Психолог и гештальт-терапевт Алина Бугрим размышляет о том, что родители (часто неосознанно) говорят своим детям и какие у этого могут быть последствия в будущем.
«Не выдумывай», «не кривляйся», «не трогай»
С раннего детства у ребенка в семье формируется мышление. Как это происходит влияет на то, как он думает, свободно ли выражает себя и свое творчество, проявляет себя в этом мире или нет.
С того момента, когда ребенок начинает все осознавать, родители закладывают ему представления об окружающем мире и о себе самом, убеждения и идеи, многие из которых не всегда являются истинными и только лишь мешают ему, а иногда создают блоки в развитии и в свободном проявлении его творчества.
«Будь тише. Спокойный ребенок – это хорошо»
Представьте, если мама с папой говорят: «лучше будь тихим, не проявляй себя так ярко», «не выделяйся», «спокойные дети – эти хорошо» и все в таком ключе. В большинстве случаев это слова их родителей, которые также выросли на подобных идеях. Получается, когда человек вырастает, он живет в мире иллюзий, который основан на чужих убеждениях.
Такие родительские наставления влияют на то, как ребенок относится к себе и другим, как проявляет себя в этом мире. Одни дети все время стесняются, отсиживаются в стороне, пока другие играют, показывают свое творчество и свободно делают то, что им важно. Имеет значение и то, как к ребенку относятся в семье: признают ли его, дают ли поддержку, теплое отношение, или стыдят его за проявление эмоций и хвалят за то, что он такой спокойный и никому не мешает.
Важно разобраться с одним моментом: у каждого человека есть сознание и подсознание. С помощью сознания мы перерабатываем поступающую информацию, то есть понимаем смысл слов, решаем математические уравнения и ругаем себя за то, что поленились и так и не начали бегать по утрам. Сознание полностью развивается только к 14-17 годам, когда заканчивается формирование лобной доли мозга. А префронтальная кора головного мозга – некоторый фильтр, который должен пропускать то, что для нас хорошо, и отфильтровывать то, что влияет на нас негативно, – окончательно формируется в возрасте около 25 лет.
Другое дело – подсознание, которое активно работает у ребенка. К нему можно отнести все, что касается чувств и инстинктов. Подсознание «верит» всей поступающей информации. Например, если родители говорят маленькому ребенку что-либо, то он принимает слова как истину, это знание откладывается в бессознательном и потом незаметно движет нами в течение жизни. Папа в детстве сказал, что ты хороший, когда тихий и спокойный, – малыш поверил безоговорочно.
«В нашей семье так не поступают», «Мальчики/девочки себя так не ведут»
Подсознание получает большую часть таких родительских «внушений», пока лобная доля мозга и префронтальная кора еще не сформирована. Ведь основные знания о жизни мы формируем в довольно раннем возрасте. Поэтому очень важно следить за тем, какую информацию вы вкладываете в ребенка, какие чувства выплескиваете на него – ведь он реагирует не только на слова, но и на мимику, понимая «сейчас я в тягость для своей мамы, она раздражена» и т.д.
Крайне важно осознавать, что вы транслируете своему чаду. Какие слова, мысли, идеи могут его останавливать от смелого раскрытия себя, а какие, наоборот, помогают. Ребенок не может не принимать ваши послания как истину и руководство к действию или бездействию. Потому что у него нет других способов социализироваться, кроме как усвоить правила общения в той среде, в которой он растет и развивается. Родительские послания усваиваются ребенком без критического осмысления.
И даже, если малыш начинает чувствовать, что ему что-то не подходит, то выразить это чувство он не может, ему становится небезопасно. Почему? Потому что тогда ребенок становится не принадлежащим к данной семье – «в нашей семье так не поступают». Это угрожает ребенку потерей той среды, в которой он живет, а для него это приравнивается к смертельной опасности. Маленький человек боится остаться без эмоциональной или физической близости, быть отвергнутым. Таким образом, он убирает свое «Я», свои «хочу» и «нравится» и живет по законам стаи (семьи).