Больше 10 лет итальянец Серджио Момо руководит двумя парфюмерными домами — Xerjoff и Casamorati. Парфюмер из Турина с дипломом дизайнера много лет работал с такими брендами как Rolls-Royce и Ferrari, создавал уникальные дизайнерские проекты для косметических компаний, а в 2007 году основал свой парфюмерный дом.
Серджио создает произведения искусства – от композиции до флакона, сам разбирается в подборе ингредиентов, создании аромата и презентации, умело сочетает современные технологии с традициями.
В осеннюю Москву Серджио Момо приехал представить свою новую коллекцию, а бьюти-директору BeautyHack Василисе Какориной удалось поговорить с парфюмером о новой коллекции и даже немного о любви.
С чего начинается создание аромата? Некая ассоциация, вкус, ингредиент...?
– Мультисенсорный эксперимент — это то самое, что мы долго практикуем с брендом Xerjoff. У нас есть парфюмы, которые были вдохновлены определенным вкусом, музыкой, возможно и выпивкой (смеется), какими-то формами.
Мне кажется, очень важно, чтобы аромат был одним целым, а не просто парфюмом, чтобы чувствовалось единение с ним. Мне мультисенсорный эксперимент, позволяющий отслеживать несколько точек касания, кажется важным, и я намерен дальше работать над ним.
Для создания ароматов вы используете ценные ингредиенты. Насколько важно выбирать натуральное сырье, ведь это влияет на цену?
–Да, разумеется. У нас чаще всего используются именно натуральные ингредиенты, и, конечно, это отражается на цене. Их сложнее добывать, синтетические ингредиенты, напротив, дешевле и проще в создании композиции.
Ценообразование строится и на том, какие исследования были проведены на этапе подготовки в лаборатории. Работать с натуральными продуктами сложнее, но в итоге именно благодаря природным продуктами создается такая композиция, которую точно прочувствует наш клиент.
Я в принципе считаю, что очень чувствуется связь с чем-то натуральным, будь то парфюм, еда, или еще что-то. Такая связь будет более глубокой, а с течением времени и гораздо более ценной.
Как появляется цена аромата? Сам аромат, флакон, имя...?
– Как и в любом бизнесе конечный продукт – это результат работы нескольких отдельных цехов, компаний, инвестирования в определенные исследования. Все зависит в первую очередь, конечно, от качества ингредиентов. Также цена аромата складывается из ряда факторов — это материал для флакона, сервис, ряд исследований, который был проведен, коммуникации с клиентом еще на этапе разработки, и многое другое.
Для нас очень важно всегда продолжать исследования по качеству продукта, потому что либо оно должно оставаться неизменным, либо становиться лучше и лучше. Это огромная работа целой системы компаний над симбиозом стольких факторов.
Ваши флаконы – произведение искусства и объект коллекционирования! Сколько времени уходит на создание одного такого шедевра?
– Если говорить о Xerjoff, то все зависит от коллекции. Например, Murano — это ручная работа, которая занимает много времени. Изготовление подобного флакона возможно лишь несколько месяцев в году: сначала нужно придумать дизайн, выдуть стекло и создать задуманную форму, а этим всем занимаются разные мастера.
Много флаконов утилизируется – тонкая и сложная работа предполагает большой процент брака на производстве. Поэтому, чтобы создать всего, казалось бы, сто флаконов, уходит около восьми месяцев.
Где вы ищете вдохновение при создании ароматов?
– Вдохновение – это не то, что нужно искать, оно найдет тебя само. Любое творчество, на мой взгляд, это вдохновение. Мне повезло, я много путешествую по работе в поиске нового ингредиента или плантации. Очень важны в путешествии такие простые вещи, как разговоры с различными людьми, гастрономические впечатления. Вот этот обмен культур, он и вдохновляет. Я вообще считаю, что человеку, который не путешествует, гораздо сложнее найти его.
Вдохновение не работает как часы – это надо тоже понимать. Для меня это идея, которая приходит стихийно, однако она должна вписываться в концепцию. Наши ароматы делятся на коллекции, каждая линия бренда Xerjoff — это определенная история.
Например, у нового аромата Accento и у Amber Star одна история, у Star Musk — уже другая, и важно, чтобы ароматы в каждой коллекции были продолжением друг друга, как главы книги.
Если же речь идет о создании чего-то совершенно другого, это уже становится новой коллекцией и конечно, это сложно, потому что это создание совершенно новой истории с нуля.
Работа начинается с создания аромата, то есть с меня, но представьте, какая огромная работа проделывается дальше, со всеми исследованиями, доработками, продакшном и презентациями нового парфюма компаниям, сколько людей после меня работает над тем, чтобы эта «глава» увидела свет — это огромная работа.
Можете ли вы описать образ человека для которого вы создаете ароматы?
– У меня нет конкретного персонажа, Xerjoff — это наша история, наша книга, которую мы пишем для людей. И «для людей» в нашем случае значит как раз то, что мы не создаем парфюм для кого-то конкретного и не держим определенный образ в голове, наша книга должна быть создана по-другому.
Мы являемся нишевым брендом, а нишевая отрасль очень связана с искусством, мы транслируем через наш продукт наше видение, а это очень ценно для нас.
Расскажите о своей новой коллекции
– V коллекция посвящена вельвету, поэтому все флаконы выполнены из этого элегантного материала в разных оттенках. Эта коллекция посвящена моей марке Sospiro, которая вошла в состав бренда Xerjoff. Ароматы коллекции V представлены с теми же ингредиентами, которые были у композиций Sospiro.
Большая сложность была в том, что клиенты путались, какой же представлен бренд и кто к кому присоединился. Поэтому было принято решение создать единый стиль флакона. Это стало первой большой ступенью в этой истории. Но, как я и говорил, название парфюма, ингредиенты, даже тот самый вельвет – все это мы сохранили.
В разных странах у женщин разные предпочтения к ароматам. Какие ароматы пользуются большим спросом у европейских женщин?
– Хм, интересный вопрос. Ну, конечно же, наш хит – восточная Alexandria, также это пряный цветочный Elle, Amber musk (один из первых ароматов, который мы создали), Pure и «Пиковая Дама».
Я бы не сказал, что сейчас есть какое-то разделение в разных странах. Если аромат популярен — он популярен везде. Любопытно, что десять лет назад все было совсем по-другому: сейчас если это бестселлер — это коснется всего мира. Я думаю, это связано с тем, что люди гораздо больше стали путешествовать, благодаря чему гораздо активнее происходит культурный обмен.
С каким ароматом у вас ассоциируется первая любовь?
– Я никогда не ассоциирую аромат с какой-то своей любовью, потому что я хочу делать ароматы для людей, а не личные.
У каждого из нас свои культуры, разные миры и у всех ольфакторные воспоминания зависят от полученного опыта, поэтому мне кажется, что у каждого свой аромат, который он ассоциирует с определенным моментом.
Первая любовь — очень интимная тема для каждого, на мой взгляд.
Если говорить о нашем бренде, с такой вариацией ароматов, уверен, что что-то уведет вас в какие-то воспоминания, потому что вы услышите знакомые, возможно, давно забытые ноты.
Первая любовь всегда настигает нас очень резко, как удар по голове, ее никто никогда не ждет. Поэтому попробуйте найти тот аромат, который будет для вас чем-то совершенно новым. Понятое дело, когда вы слушаете аромат на основе бергамота или лаванды – это комфортно.
Но первая любовь не про комфорт, а про резкость, она порывистая, новая и необычная, мне кажется. Такие, которые будут как книга, которую интересно прочесть, узнать об опыте, или исследовании, или впечатлении.
Я не хочу говорить ароматами от своего лица, я хочу говорить от лица бренда. Сейчас бренд быстро развивается, и мы хотим выстраивать отношения и с новыми поколениями, а потому не стараемся так уж идти за традициями. Из традиций, пожалуй, с нами всегда будет то, что мы работаем на достижение лучшего качества продукта.
Поэтому сейчас у нас задача быть креативными, находить что-то новое.
Но ароматы – они же как человеческий портрет! Можно ли влюбиться в человека за его аромат?
– Аромат создает ассоциации, которые часто способствуют симпатии. Запахи – один из самых сильных факторов, которые потом легче всего вспомнить – легче, к примеру, чем вкусы.
Думаю, вы замечали, когда слышите знакомую мелодию и говорите: «Ой, кажется я ее знаю, что-то знакомое». Но когда вы чувствуете определенный запах, все воспоминания, связанные с ним, сразу же всплывают: «Мое детство, я был в гостях у бабушки...» и так далее.
Конечно, запах – это один из сильнейших факторов, и поэтому, когда вы влюбляетесь, одно из первых «прикосновений» к человеку – это именно его аромат, парфюм. С другой стороны, есть и негативные ситуации, когда, допустим, вы расстались, и вам не нравится запах, потому что он вызывает у вас горькие воспоминания.
Как животные распознают запах страха или опасности, люди тоже привязывают подсознательно запахи к каким-то ощущениям и опытам. Замечали, что если человек вам не нравится, скорее всего и его парфюм вас раздражает? А с теми, кто нам нравится, наоборот.
Не знаю, можно ли влюбиться в аромат, но точно знаю, что аромат помогает влюбиться.