Во второй части интервью с известной телеведущей и мамой троих детей – о том, почему не надо водить малыша в кучу кружков и как найти классную няню. Первую часть интервью читайте по ссылке.
— Каких продуктов у Вас дома нет? Что Вы не даете детям и не едите сами? Какие у Вас базовые правила питания?
Мы не едим фаст-фуд. В доме практически не бывает чипсов, тортов, эклеров, пирожных.
— Что Вы даете на завтрак детям?
Всем — разное. Ванька всегда завтракает кашей с фруктами: овсянка, рис, манка, мультизлаковая каша. На ужин — гречку. Никакой сахар Ваня пока не ест, я стараюсь максимально оттянуть этот момент. Лука вообще начал сладкое и сахар есть после трех лет. Марфа, конечно, раньше, потому что есть старший брат. У детей очень нежная ферментативная система, а сахар – серьезный вызов поджелудочной. И, потом, это один из самых бесполезных продуктов. Мы, например, Луке и Марфе, когда они уже познакомились с сахаром, вместо него старались давать фруктозу или декстрозу.
— Вы всем детям разное готовите?
Кашу Ване варю я, но Ваня встает позже всех. Он оказался у нас совенок: ложится с нами в районе 11, а просыпается в 10, что меня более чем устраивает. С Ваней я всегда высыпаюсь, за исключением периодов, когда у него лезут зубки. А старшим готовит завтрак папа. Лука ест яйца, Марфа не ест. Лука ест блины с индейкой (мы покупаем в фермерской кулинарии готовые), а Марфа ест блины с медом. Лука начал пить какао: молоко не пил, а какао пьет. Лука вообще малоежка, его трудно заставить завтракать.
— Луке уже 11 лет. Последние несколько лет набирает обороты мода на раннее развитие. Детей активно водят по разным кружкам. Как вы к этому относитесь?
Я к этому отношусь очень плохо. Я разговаривала с огромным количеством психологов, педагогов, которым доверяю. У ребенка в возрасте до 12 лет должно быть минимум два часа свободной игры в день и два часа в день на воздухе. Это минимум, а лучше – четыре. Свободная игра – это когда ребенок предоставлен себе, играет со своими игрушками или с другими детьми без участия взрослых вообще. Родители считают, что для ребенка прогулка – это дойти от двери дома до машины, от машины до школы, от школы до музыкальной школы и обратно. Это ужасно.
Родители не понимают, что у организма маленького человека колоссальное количество задач до 7 лет: когнитивных, физиологических, социальных, психоневрологических. Это безумие. За 7 лет человек должен пройти эволюцию.
И вот у него, например, сейчас развивается полушарие, отвечающее за двигательную активность, а мама ему в этот момент – английский язык, рисование. Детский мозг зависает: недоделав ту функцию, которую он начал осваивать, пытается освоить новую, которая сейчас ему не совсем нужна. В итоге обе функции в провале. Безусловно, ребенку можно что-то предлагать. Марфа в два года знала полностью алфавит, причем в разброс. Это был любимый аттракцион. К трем годам она благополучно его забыла. Лука пошел в год и два, Марфа – в год и месяц, а Ваня – в год и четыре. И очень поздно сел, поздно пополз. Зато месяцев с одиннадцати он говорит «баба», «мама», «дай», «на». И у него был такой пальчиковый захват, что он мог в 10 месяцев собирать крупу. Очевидно, его мозг развивался не симметрично в тот момент, но он и не обязан развиваться симметрично. Здоровый ребенок, нормально ест, нормально спит, патологий нет. Можно, конечно, ускорять развитие массажами, развивашками, гимнастиками, но не факт, что это не вылезет боком.
— Вам не кажется, что часто родители, занимающиеся детьми как проектами, просто реализуют собственные амбиции? Так во многих случаях ведут себя те, у кого нет никакого другого дела, кроме детей.
Ребенок-проект – это страшно. Такие родители рискуют вырастить человека со сломленной психикой, отсутствием инициативы и, не дай Бог, какими-то нервными патологиями. Часто это все — следствия раннего развития.
Очень часто. Есть потрясающий детский психолог-педагог Марьяна Михайловна Безруких, она возглавляет Институт возрастной физиологии. Она бьет во все колокола на конференциях, на интервью, при общении с прессой. Она говорит: «Отстаньте от детей со своим ранним развитием, вы ломаете их. Дайте осуществить им естественное развитие. Нельзя на неокрепший фундамент класть кирпичи, он просто сломается. Эта база должна затвердеть». У ребенка есть физиология. У меня Марфа пошла в школу с 6 лет, но мы до последнего, до августа, не знали, отдаем мы ее или нет. Потому что социально, эмоционально и интеллектуально она была готова, а физиологически – нет. Она физиологически могла не выдержать нагрузку и не высидеть на одном месте 45 минут. А знаете, какой тест есть? Ребенок через голову должен взять свое ухо под прямым углом. Если дотягивается рука до уха – значит, он готов, дозрел. Он сможет держать в руке карандаш, сможет писать.
— Не могу не спросить Вас про няню. У нас в стране много пропагандистов исключительно «мамского» воспитания. Говоря короче: «Зачем тебе няня, ты же не работаешь?» и «Няня – это априори зло, преступницы, женщины, которым нельзя доверять». Как Вы относитесь к функции няни в семье, как Вы выбирали свою, и что Вам помогло сделать правильный выбор?
Мне няню за руку подружка привела. Я у нее гостила с Лукой. Она приютила нас в своей шикарной усадьбе за городом. Однажды она уехала в город, а вернувшись, вывела из автомобиля за руку хрупкую женщину и сказала: «Туттик, это твоя новая няня». Это была наша Света, она работала няней у наших знакомых и как раз в тот момент освободилась и искала работу. Это было 11 лет назад. Света воспитывает у нас уже третьего ребенка. И мне лично она няня больше, чем моим детям. Помните, в фильме «Секс в большом городе» Шарлотта взяла няню, у которой была огромная грудь, и на нее пялились все мужики. На каком-то детском празднике подружки ей говорят: «Ты что, не видишь, что происходит?» А няня без лифчика бегает по парку, и все мужики роняют слюну. Шарлотта смотрит на это и говорит: «Я этого раньше не замечала, Боже мой, как же мне быть. Я не могу потерять эту няню». За 11 лет Света стала членом семьи. Конечно, есть свои шероховатости: тут она с моей мамой что-то не поделила, тут с мужем, тут со свекровью. И всякий раз я думаю: «Боже, я не могу потерять эту няню, что же мне делать».
— Как Вы в целом относитесь к наличию няни в семье?
Даже если женщина реализует себя только в материнстве, она имеет право на свободное время. До года, наверно, желательно, чтобы мама максимально была рядом с малышом, если есть такая возможность, но хорошо, если при этом есть человек на подхвате. Который может побыть с малышом, пока ты ванну принимаешь. Не говоря уже о том, что ты, может быть, хочешь фитнесом заняться или пошопиться, или сходить к психоаналитику, или съездить на массаж. Хорошо, когда есть бабушки или муж-фрилансер. Лучше, когда у тебя на подхвате няня, чем когда ты уже зеленая, ненавидишь себя, ненавидишь ребенка, лезешь на стенку от недосыпа, усталости и того, что ты видишь в зеркале.
Я не представляю себе, что бы я делала, если бы у меня не было Светы, как бы я выбирала своим детям няню. Скорее всего, я бы прибегла к сарафанному радио, к опыту знакомых, взяла бы чью-то няню по наследству, чем искала просто в агентстве.
К сожалению, я много печальных историй слышала о том, когда человек со всеми бумагами, с гарантиями от агентства, а в итоге оказывается алкоголичкой или просто некомпетентным человеком. Хорошо, если есть бабушки, хотя бабушки несут другую опасность: их же не остановить.
— С бабушками часто происходит ситуация, которую психотерапевты называют «эффект выкинутого из гнезда птенца»: когда большая мама (бабушка) выбрасывает своего подросшего птенца (маму) и начинает заботиться о новом (внуке), как о собственном ребенке. Потому что в ее сознании дочь – тоже еще ребенок, и она не может знать каких-то вещей так хорошо, как большая мама. И при этом бабушки желают самого лучшего, никто не хочет целенаправленно тебя унизить, обидеть. Сталкивались ли Вы с этим? И что бы Вы посоветовали тем, кто с этим столкнулся?
Здесь есть очень большой соблазн со стороны мамы — свалить все на бабушку. Когда ты не берешь на себя ответственность, ее берет на себя другой взрослый человек. Если вы окончательно определились, что сами хотите воспитывать своего ребенка, бабушку нужно отодвигать: дозировать или изолировать, словом, выстраивать границы. Но при этом не на словах демонстрируя свою «взрослость», а реально делая все самостоятельно. На самом деле, если в семье вменяемый папа, и у мужа с женой нормальные отношения, синдром «выкинутого птенца» практически невозможен.
Интервью: Ксения Вагнер