Начало карьеры
По образованию я учитель английского языка и соавтор учебника американского английского («America the Beautiful»). Десять лет я преподавал английский по методу Китайгородской (изучение языка в процессе живого общения, в контексте реальных, эмоционально окрашенных ситуаций). В какой-то момент, когда я уже написал половину кандидатской диссертации, я понял, что это не совсем мое и у меня есть способности, которые не смогу раскрыть в академической среде. И вот в самом начале 2000-х подруга моей жены (жена Вадима — Ольга Сергеева, главный редактор журнала Seasons. — Прим. редакции) порекомендовала меня своему другу Марку Купустэну, владельцу крупной дистрибьюторской компании, который нуждался в PR-специалисте. Почему он взял человека без опыта работы? Во-первых, благодаря методу Китайгородской мне не составляло труда разговаривать с кем угодно о чем угодно (а этот навык очень важен для pr-специалиста). А во-вторых, мне снова помог опыт моей прошлой профессии. Дело в том, что я долгое время сотрудничал с московским представительством американской нефтегазовой компании, которая организовывала тренинги для российских специалистов в Нью-Йорке (например, сибирских геологов). А я сопровождал эти группы в качестве переводчика. Представьте, двадцать мужиков из Сибири (прекрасные, кстати, люди) идут за подарками женам, мамам и дочерям в парфюмерный отдел Neiman Marcus в Нью-Йорке и тетенька-консультант проводит для нас «экскурсию» (я ее перевожу), после чего мы уходим с половиной ассортимента. В следующий раз история повторяется. На третий раз я уже не нуждался в помощи консультанта — успел наизусть выучить все о новинках косметики и парфюмерии. Так вот мой работодатель ужасно удивился, что я не просто знал все про ассортимент Chanel или Dior, а знал, например, кто такой Жан Пату, знал, что у марки Tiffany есть не только украшения, но и прекрасные ароматы… Вот с таким багажом знаний я и окунулся в мир косметического и парфюмерного пиара.
PR-агентство
Я открыл свое агентство Eitcom в 2005 году. Марки Sisley, Amouage и Montale стали моими первыми клиентами. C 2007 года я занимаюсь прекрасным французским брендом Сaudalie. Рекомендации в мире PR — удивительная вещь. Например, история моего знакомства с маркой John Frieda началась с неожиданного телефонного звонка. Мне позвонили из Лондона и сказали, что меня в качестве возможного PR-представителя в России порекомендовала европейский директор издательства Condé Nast Анна Харви. Я-то знаю, кто такая Анна Харви, но откуда она знает меня? Оказалось, что Лана Чесновицкая (бывший бьюти-директор журнала Vogue. — Прим. редакции) порекомендовала меня Анне, которая являлась клиенткой самого Джона. Вообще, чем хорош парфюмерный pr? Очень часто за парфюмерным брендом стоит крупный фэшн-бренд и ты автоматически начинаешь работать с фэшн-подразделениями Burberry, Yohji Yamamoto, S.T. Dupont, Chloé, Versace — это сумасшедшим образом расширяет связи и дает знакомства.
Представьте, двадцать мужиков из Сибири (прекрасные, кстати, люди) идут за подарками женам, мамам и дочерям в парфюмерный отдел Neiman Marcus в Нью-Йорке и тетенька-консультант проводит для нас «экскурсию» (я ее перевожу), после чего мы уходим с половиной ассортимента.
Важные встречи
Благодаря своей профессии я встречаюсь с удивительными людьми. Встречи с Йоджи Ямамото и Анной Суи мне запомнились особо.
В 2013 году мы перезапускали парфюмерный бренд Yohji Yamamoto, к нам приезжал сам Йоджи Сенсей. Это человек с потрясающей энергетикой, он вызывает трепетные эмоции, хотя, казалось бы, просто тихонько стоит рядом. У него образ совершенно неприступного человека с вершины горы. Японская сторона предупреждала, что нужно готовиться к худшему: он очень тяжелый человек, может не выйти на интервью, если выйдет, будет говорить только «да» или «нет»… Но он был так поражен, в приятном смысле, теплым русским приемом, интересом к его творчеству, что лично поблагодарил всех за организацию (небывалый случай), а каждому журналисту подарил что-нибудь на память (свой рисунок, письменное пожелание, книгу…).
Или приезд Анны Суи, звезды американской моды. Она оказалась очень теплым, приветливым и дружелюбным человеком. Приехала в Москву с мамой и братом, попросила отвезти ее на вернисаж в Измайлово (как подготовилась к поездке!), а на прошлый Новый год прислала мне рукописную открытку с поздравлениями!
PR-специалист
Искренность, личностные отношения, навыки общения с абсолютно разными людьми и вера в тот предмет/услугу, которую ты представляешь, — вот основные, на мой взгляд, качества PR-специалиста. Например, вы продаете кофеварку. Вы должны на 100% быть уверены, что ваша кофеварка принесет людям счастье прямо сегодня, и вы должны сами на 100% любить эту кофеварку, верить, что она действительно лучшая. И, конечно, важно умение говорить об этой условной кофеварке — грамотно, харизматично, убедительно. Вообще в любой сфере бизнеса очень многое зависит от вашей способности общаться, коммуницировать: вы должны доказать вашему визави, что вы лучший, что ваш продукт лучший. Главный инструмент здесь — ваш голос. Слабый, зажатый, неуверенный голос — это, может быть, неочевидный, но на самом деле существенный минус.
Коуч
Еще в институте я занимался «голосом», у нас был целый курс, который вела диктор Всесоюзного радио Лора Еремина, любимая ученица Левитана. Потом моим учителем была Вера Камышникова — преподаватель сценической речи ГИТИСа. Когда я уже работал в сфере PR, ко мне стали обращаться коллеги и клиенты: кто-то просил послушать речь перед выступлением, с кем-то мы выстраивали структуру презентации, кто-то спрашивал, как сделать так, чтобы голос не уставал, как от страха не забыть текст… И я поехал усовершенствовать свои умения к фантастической преподавательнице Кристин Линклейтер (она обучила сценической речи пол-Голливуда): сначала в Нью-Йорк (The Linklater Center for Voice and Language), а затем в Шотландию (Linklater Voice Centre). Таким образом я уже третий год веду бизнес-тренинги по сценической речи и ораторскому искусству, избавлению страха публичных выступлений. Работаю по маркетинговому принципу: своим примером создал потребность, а теперь сам же ее удовлетворяю. Всю информация по моим краткосрочным тренингам (три часа, один день (семь часов), два дня (14 часов) можно найти на моей странице в
Тренды косметического рынка
Явно вижу два. Во-первых, сейчас время синергии высоких технологий и простой ботаники. Потому что долгое время эти направления не пересекались: модными были либо органические средства, «огурцы на лицо», либо разные технические навороты. Совмещением этих двух подходов сейчас занимаются, например, швейцарцы Filabé (средства для ухода за кожей в виде салфеток), у которых, с одной стороны, нанотехнологии, два патента, два завода, а с другой — самые базовые активные вещества из органического мира. Во-вторых, сейчас, в связи с кризисом, цветет направление affordable luxury (доступной роскоши) — все эти истории с лимитированными упаковками, невозможно красивыми флаконами: женщина всегда ищет что-то, чем себя порадовать, ей порой просто нужно знать, что красивый флакон лежит у нее в сумке.
Бьюти-рутина
В моем арсенале универсальные салфетки Filabé (увлажняющие и анти-эйдж), патчи для глаз Benefiance от Shiseido, экологическая эмульсия от Shiseido, освежающая вода для лица Beauty Elixir от Caudalie.
С парфюмами у меня отдельная история — дело в том, что у меня сильно развита обонятельная память. Для меня аромат Tiffany for Men — это 2005 год, август, Хьюстон; а Eau du Tsar Van Cleef&Arpels (лимитированное издание) — это 1997 год, апрель, Венеция. Есть ароматы из категории «старая любовь»: первый аромат Dolce&Gabbana Pour Homme 1994 года, Armani Eau Pour Homme, Dior Homme Sport, Chanel Allure Homme Sport. Первый мужской Narciso Rodriguez For Him (2007 года) — фужерный аромат, который выветривается в советский одеколон «Шипр», — и это не его минус, это его плюс! Потому что для меня это воспоминания детства. Если брать нишевые марки, то здесь я выбираю Jubilation XXV от Amouage, At The Barber`s от Maison Martin Margiela, Oud Wood от Tom Ford. Хотя был период, когда я пользовался ароматом Clinique Happy и действительно был счастлив! Мне было в нем хорошо и комфортно, а это лучшая характеристика для любого парфюма.
Интервью: Татьяна КоролеваФото: Ася Забавская