Фредерик Маль, основатель нишевого парфюмерного бренда Editions de Parfums Frédéric Malle, приехал в Москву, чтобы представить новое творение – парфюмерную воду Music for a While. BeautyHack расспросил Фредерика о том, как создаются ароматы, как подобрать идеальный парфюм и почему он должен нравится вашему любимому человеку.
– Фредерик, Вы работаете с лучшими парфюмерами и выпускаете необычные ароматы, но как происходит сам процесс отбора? Какой аромат может вас заинтересовать?
– На самом деле, парфюмер – это очень техническая профессия. Невозможно создать хороший аромат без владения технической базой, а еще сложнее – выпускать что-то новое. Все могут взять известную композицию, изменить в ней что-то по-минимуму и дать этому новое название. Чтобы выпускать по-настоящему интересные и цельные ароматы, нужно быть полностью вовлеченным в этот бизнес.
Создание парфюма можно сравнить с рисованием, ведь все романтизируют образ парфюмера, представляя его художником. Так вот, сама идея композиции – это лишь набросок карандашом на бумаге, а чтобы превратить его в цельную «картину», нужен профессионализм. Да, лучших художников считают творцами, но до этого они годами тренировали свои навыки, рисуя тысячи картин. Вот эти профессиональные качества я и ищу в парфюмерах – они должны понимать, что это серьезный бизнес. Конечно, помимо знаний техники создания парфюма важно иметь воображение и талант. Честно говоря, если бы я сам не был парфюмером, я бы не смог выпускать ароматы – просто я уже очень давно в этом бизнесе.
– А как Вы определяете, есть у человека такой талант или нет?
– Сначала оцениваю ароматы, которые они создавали прежде, и делаю свои выводы. Мне повезло, я работал с самыми лучшими парфюмерами – Софией Гройсман, Домиником Ропьоном и многими другими. Вспоминаю их в самом начале карьеры – с Домиником, например, мы работаем уже тридцать лет, – и вижу, какими качествами они тогда обладали. Их и ищу в новичках, которые ко мне приходят. Сейчас, когда у меня есть свой собственный бренд, выбирать парфюмеров для сотрудничества сложнее – я чувствую себя профессором, а мне это не нравится.
Процесс выбора аромата – другое дело. Мне приносят парфюм, и начинается проверка: долго ли он держится на коже, хорошо ли раскрывается. Я всегда слежу за тем, чтобы аромат был слышен в течение восьми часов и раскрывался постепенно. Затем я спрашиваю себя – был ли похожий парфюм раньше? Если это что-то совершенно новое, нужно учесть и современные тенденции. Ароматы «а-ля 90-е» – не наша история.
И самая главная часть – я представляю этот аромат на человеке. У нас, например, есть свечи – они прекрасно пахнут, создают атмосферу в помещении. Но когда речь заходит о парфюмерной воде, нужно всегда представлять ее на человеке, потому что грань между кожей и ароматом не должна быть ощутима, это должно быть единым целым.
– Есть ли у Вас любимые ароматы?
– Их, пожалуй, не меньше пятнадцати. Наш первый аромат – Iris Poudre, и даже сейчас, спустя двадцать лет, он очень актуален. Примерно в то же время мы выпустили уникальный Musk Ravageur. Хочу выделить и первый парфюм, который мы создали вместе с Домиником – Une Fleur de Cassie. С Жан-Клодом Эллена мы выпустили непревзойденные Cologne Bigarade и L’Eau D’Hiver. Очень горжусь и ароматами Carnal Flower, инновационным Geranium Pour Monsieur и нашим бест-селлером – Portrait of a Lady. И без стеснения скажу, что у нас, пожалуй, самая лучшая коллекция мужских ароматов. Видите – назвать несколько просто невозможно!
При этом, я не могу сказать, что у меня есть мой знаковый аромат. Если вы посмотрите на мои руки, вы увидите – они все в пометках. Так я тестирую на себе разные композиции и не могу в это время носить парфюм – мешает сконцентрироваться. Но вот вчера, например, я наносил Geranium Pour Monsieur. Летом предпочитаю Cologne Bigarade, а для выходов в свет выбираю Vetiver Extraordinare.
– Наверное, у каждого аромата есть своя легенда – Вы согласны?
– Конечно – и вот один из примеров. Мой отец часто пользовался ополаскивателем для рта Eau de Botot – мне всегда нравился этот аромат, и я поставил цель создать нечто подобное. Однажды в Париже я увидел этот ополаскиватель на витрине аптеки – купил его и принес Доминику, с которым мы на тот момент уже неоднократно работали. Говорю: «Послушай этот аромат!» Там есть пряные ноты, мята, цветочные аккорды, напоминающие розу, и бензоин – композиция очень необычная. Доминик понял меня с полуслова и сказал: «Давай попробуем превратить эту композицию в парфюмерную воду». В тот же день он составил примерную формулу – тот самый набросок, а я предложил добавить ноты сандалового дерева, чтобы усилить цветочные акценты. Прошел еще год доработок и доведения композиции до идеала – и получился Geranium Pour Monsier.
Прошли годы, я часто носил этот аромат и даже создал такой же гель для душа, а тут свои нюансы: все свежие ноты быстро выветриваются, а на коже остается только древесная база – пачули, сандал и мускус. «А что, если создать аромат только из этих нот? Получится отличная восточная композиция», – подумал я. Я снова пришел к Доминику, принес ему этот гель и сказал: «Прими душ!» После долгих обсуждений формулы мы все-таки создали шедевр – соединили розу и восточную базу, добавив легкие акценты малины и черной смородины. И родилась парфюмерная вода Portrait of a Lady. Вот так воспоминания и обыкновенная аптечная витрина вылились в семь лет работы.
Свеча Café Society – тоже плод воспоминаний. Я просто попросил Карлоса Бенаима создать композицию, которая была бы похожа на запах квартиры моих родителей в Париже. В ней ноты лаванды, пачули, ванили и немного цитрусовых – получилось так хорошо, что было решено создать похожую парфюмерную воду. Добавили к этой композиции ананас и получилось наше новое творение – Music for a While. Когда я слушаю этот аромат, мысленно переношусь в родительскую квартиру, ведь именно она стала источником вдохновения.
– Вы смогли бы описать каждый аромат одним словом?
– Одного слова точно не хватит. Я даю названия ароматам в самом конце, и, как правило, это точное его описание, а не пространственные ассоциации. Видите ли, хороший аромат всегда рассказывает только одну историю, а не пятьдесят разных. Есть определенный фокус, которого мы придерживаемся. Но точно могу сказать, что все наши ароматы можно охарактеризовать как «чувственные». Мы наносим парфюм, чтобы быть привлекательными: кому-то уверенность в себе придают «чистые» ароматы, другим – более насыщенные и восточные. Но все это про сексапильность и чувственность. Musk Ravageur – это сексуальность, которая видна сразу, Portrait of a Lady – привлекательность с ощутимой дистанцией, Iris Poudre же ассоциируется с юным обаянием этакой «хичкоковской» блондинки, которую хочется завоевать.
– То есть, создавая аромат, Вы всегда представляете человека, который будет его носить?
– Безусловно. Есть одна интересная история – о том, как создавался Vetiver Extraordinaire. У моего отца был друг – принц из Польши. Он был образцом элегантности и обаяния, и, конечно, женщины сходили по нему с ума. Сколько себя помню, он всегда пах ветивером – неудивительно, что именно с ним эта нота у меня ассоциируется по сей день. Однажды он приехал ко мне и попросил создать для него аромат с этой нотой. Спустя год одним ранним утром я закончил работу над парфюмом и показал ему – с тех пор он носил Vetiver Extraordinaire каждый день до самой смерти. Вот так и получается, что парфюм – это портрет человека, а ноты – это краски, которыми его писали.
– Как найти свой идеальный аромат?
– Если вы нанесли парфюм, и вам комфортно, – значит, он вам подходит. Тут все на физическом уровне – ароматы Frederic Malle будут с вами восемь часов, поэтому они, конечно же, должны вам нравиться. Иначе это пытка! И никогда не нужно наносить аромат, который вам не по душе, только потому что это круто – на вас он «крутым» не будет. А вот на вашей подруге может, если ей он понравится. Ароматы не подходят всем – даже Portrait of a Lady, который я считаю шедевром, не на каждом хорошо раскрывается. Это как носить костюм не по размеру – вам нужно наслаждаться парфюмерной водой на своей коже.
А еще я никогда не понимал людей, которые считают, что идеальный парфюм не нужно на себе ощущать. Просто наш нос привыкает к аромату, поэтому мы его не чувствуем в конце дня, либо он просто не держится на коже.
– А если другим этот аромат на вас не нравится?
– Тут может быть несколько причин – возможно, вы просто слишком много нанесли. Трех-четырех распылений достаточно, а вот за восемь вас могут просто возненавидеть. Но есть и другая сторона – никто никогда не захочет быть рядом с человеком, который неприятно пахнет. Если ваш муж или молодой человек не одобряет ваш выбор парфюмерной воды, лучше ее сменить. А вот если любимый настаивает на том, чтобы вы пахли парфюмом, который вам не нравится, – меняйте молодого человека. Это значит, он в вас видит кого-то другого. Ведь мы выбираем аромат душой. То же и с подарком – когда вам дарят аромат, превращающий вас в кого-то другого, стоит задуматься. Такой вот интимный процесс.
– Какие ароматы у Вас ассоциируются с Россией?
– Вы знаете, Dries Van Noten у меня как раз вызывает ассоциации с русскими девушками – это микс ванили, сандалового дерева и специй. Очень «русским» можно считать и Lipstick Rose – он мягкий и чувственный, потому что Россия для меня именно такая, и такими я вижу русских женщин.
Интервью и текст: Анастасия Сперанская