Генеральный директор компании Weleda в России Ольга Бёме – о том, какие социальные задачи решает бренд, что такое биодинамическое хозяйство, и кто получает реальную выгоду от fair trade.
Расскажите о социальных проектах, над которыми сейчас работает Weleda
Мы не ведем социальных проектов в чистом виде, но учитываем социальную составляющую при получении сырья и производстве средств. Например, выращиваем лаванду в Молдове и помогаем партнеру развивать хозяйство и сохранять комьюнити. Сбор лаванды обеспечивает заработок более 300 жителям окрестных деревень. Еще мы профинансировали строительство футбольного поля и медицинского пункта в регионе.
Также у нас есть партнеры в Мексике: локальный кооператив, где мы закупаем кунжутное масло. Здесь также важно развитие региона и сохранение комьюнити. Продажа урожая кунжута – дополнительная прибыль для фермеров, которые в противном случае должны работать на плантациях бананов, ананасов и папайи. Это повышает их доход, дает перспективу на будущее и позволяет им не мигрировать в трущобы крупных городов.
Что такое биодинамическое хозяйство, и сколько, по статистике Weleda, таких хозяйств существует в мире? Какие компоненты, необходимые в косметической индустрии, на них выращиваются?
Биодинамические хозяйства по своей сути – это самодостаточная сбалансированная экосистема. Биодинамический метод предполагет полный отказ от ядохимикатов, пестицидов и минеральных удобрений. Используются только те компоненты, которые образовались природным путем. Здесь очень важно качество почвы, поэтому меры, повышающие ее плодородие (такие, как компостирование и севооборот), – в приоритете. Большинство биодинамических хозяйств имеют сертификат Demeter: на данный момент это около 5300 производителей, которые выращивают растения на более чем 190 000 гектарах в 63 странах.
Хозяйства, с которыми работает Weleda, принадлежат самой компании? По какому принципу вы отбираете хозяйства, у которых закупаете растительные ингредиенты для косметики?
Мы имеем восемь собственных садов лекарственных растений, а также около 50 партнерских сырьевых проектов по всему миру. При выборе партнеров обращаем внимание на качество сырья, а также на экологические и социальные аспекты его получения. Сырье должно быть, как минимум, органическим или биодинамическим, переработанным до необходимой стадии. Важны также система контроля качества, справедливые условия работы персонала, а также поддержаие биологического разнообразия.
Мы используем в производстве более 650 разнообразных видов растительного сырья и, как вы понимаете, все выращивать и перерабатывать собственными силами просто невозможно.
Контроль качества сырья обеспечиваем как с помощью регулярных аудитов партнерских хозяйств, так и проверяя сырье в наших аналитических лабораториях.
Стоимость биодинамического сырья выше, значит и себестоимость уходов, производимых из них, вырастает. Как компании, вроде Weleda, решают этот вопрос, сохраняя баланс, между ценой, качеством и социальными задачами?
Стоимость сырья – основная составляющая цены нашей косметики, но, отказываясь от многократных наценок, типичных для косметического рынка, нам удается предлагать потребителю уход по честной цене, сохраняя его доступность.
Кроме того, для нас на первом месте стоит смысл того, что мы делаем, а не прибыль. Прибыль, конечно, также важна, так как позволяет создавать устойчивый бизнес. Да, биодинамическое сырье стоит дороже конвенционального, если смотреть только на его стоимость в денежном выражении. Если же посчитать его полную стоимость, которая учитывает все эффекты воздействия на окружающую среду, то она будет значительно ниже, чем у конвенционального.
Какая реальная польза планете и обществу от существования биодинамических хозяйств? Как решается вопрос потребления воды, удаления отходов в таких хозяйствах?
Основная польза биодинамических хозяйств – в востановлении и сохранении здоровья почвы, а также биологического разнобразия. Касательно отходов: биодинамические хозяйства чаще всего имеют замкнутый рабочий цикл. Дождевая вода собирается в прудах, отходы компостируются или фильтруются (очищаются) в натуральных «очистных» сооружениях.
Какому реальному количеству людей может помочь компания уровня Weleda. В чем именно выражается эта помощь?
Если взять только один проект в Молдове, то данные такие: сбор и выращивание лаванды обеспечивает заработок более 300 семьям, затем они обеспечивают доход другим участникам комьюнити и так далее по цепочке. Второй аспект – это, конечно, забота о будущих поколениях.
Если косметический бренд упоминает в своей политике о fair trade и социальных проектах, как покупатель может проверить эти данные?
Например, союз этической биоторговли (UEBT) полностью оценивает всю систему получения сырья. Сертификат UEBT говорит о том, что вы приобретаете косметику компании, которая с уважением относится к людям, задействованным в цепочке поставок, и биологическому разнообразию планеты. У Weleda значок UEBT скоро появится на упаковах, но такую сертификацию мы уже имеем.
Можно ли сегодня выстроить коммерчески успешный бьюти-бренд по всем стандартам этичности и fair trend, работая только с компонентами, выращенными на биодинамических хозяйствах?
Этические и социальные аспекты бизнеса все более и более значимы для потребителей, в том числе и в России. Соответственно, в отношении коммерческого успеха можно ответить положительно. Касательно же работы на биодинамическом сырье... все зависит от возможностей. Полностью перейти на биодинамическое сырье на данный момент просто невозможно – многие виды сырья нельзя найти в необходимом количестве. Но мы все равно ставим себе высокие цели!