1. Красота

Забудьте: 8 бьюти-средств, которые ушли в прошлое

14.07.2017

Марина Сютаева уже рассказывала о бьюти-средствах, которыми не пользуется. В новом материале колумнист BeautyHack вспоминает косметику, которую больше не производят. И правильно делают.

Плотный тональник

Первым тональным кремом в моей косметичке был «Балет» питерской фабрики «Свобода». Мне исполнилось 10, я занималась бальными танцами, и на выступления мы сами себе делали макияж. Как полагается, поярче, чтобы с дальних рядов зрительного зала увидели. Оттенок у тональника был нечеловеческий – холодный бежево-розовый. И да, всего один, вариантов не предполагалось. Зато кроющая способность неимоверная. Как ни растушевывай, тон, похожий на сливочный крем с верхушки торта «Балет», застывал на лице маской.

Почему мне пришло в голову портить нежную детскую кожу именно этим продуктом отечественной бьюти-индустрии, понять не могу. Скорее всего, собезьянничала: девочки в старшей танцгруппе замазывали им подростковые прыщи. Результат выглядел плачевно: плотная текстура подчеркивала и прыщи, и широкие поры, делая рельеф кожи бугристым, как поверхность планеты Марс. А «универсальный» оттенок внезапно уходил в коралловый подтон.

С тех пор я четко усвоила: гамма тонального средства не может состоять из одного оттенка (исключение – ВВ- и СС-кремы). А текстура просто обязана быть легкой, иначе коже обеспечен перегруз и вместо маскировки несовершенств получится их выставка. К счастью, все, что мы сейчас видим в косметических магазинах, этим условиям отвечает.

Прическа «химия»

Главным событием, о котором мечтали все старшеклассницы начала 90-х, было… нет, не получение аттестата и даже не танцы-обжиманцы на выпускном балу. А «вертикальная химия». В двадцатых числах мая в парикмахерские выстраивались очереди, и на «последний звонок» девицы являлись с копной завитых мелким бесом кудрей. Чувствовали себя торжественно, хотя слегка не в своей тарелке: платье девчачье школьное, а на голове что-то непривычно взрослое.

На самом деле химическую завивку любили и уважали женщины всех возрастов и профессий, не жалея на нее ни денег, ни прядей, которые натурально превращались в паклю. Ведь чтобы завитки получились упругими и долгоиграющими, на волосы наносили размягчающий щелочной состав. В салоне стоял тошнотворный запах сероводорода и паленой шерсти, глаза слезились, волосы портились. Формулы были далеко не щадящими, так что ради красоты приходилось идти на жертвы: после «перманента» делали короткую стрижку. Слава прогрессу, сейчас химическая завивка – не синоним словосочетания «умри все живое», сохранить блеск и здоровье шевелюры удается. О моих экспериментах с волосами читайте тут.

Лак-бетонозаменитель

Когда деревья были большими, а дискотеки посещались каждый божий день с перерывом разве что на экзаменационную сессию, прически выглядели основательно. Не в том смысле, что на голове красовались вавилонские башни. Ничего такого. У нас же хороший вкус. Просто укладку от «не-укладки» можно было отличить по поведению волос. Даже под сильным ветром пряди ведут себя, как стойкие оловянные солдатики? Из прически не выбился ни один волосок после нескольких часов танцев? Объемное каре похоже на круглый винтажный абажур? Челка на ощупь напоминает деревянный забор? И все это сверкает прозрачными каплями непонятного происхождения? Ясно, над ними потрудился лак для волос. Липкий, плотный, прочный – не лак, а суперклей. Еще лет десять назад прически им «бетонировали» намертво.

Да, сейчас тоже выпускают лаки экстрасильной фиксации, но они и не думают работать по принципу «как прибили, так и держится». Каким-то волшебным образом после основательного орошения прически таким спреем волосы остаются подвижными, а укладка держится с утра до вечера.

Тушь-брусочек

По привычке и генетической памяти о совковом дефиците многие до сих пор считают, что лучшее средство взбодрить подсохшую тушь для ресниц – поплевать на аппликатор. Забудьте навсегда. Почему? Ответ даст линза микроскопа, направленная на каплю слюны: бактерий там больше, чем вы могли бы себе представить. Собственно, к чему это я: к тому, что первая русская народная тушь «Ленинградская» представляла собой брусок черного цвета, который перед применением требовалось размочить. Делать это по непонятной причине предпочитали чем угодно, но не водой. И несмотря на вполне приличный состав (мыло, стеарин, церезин, пчелиный воск, вазелиновое масло и сажа), тушь нельзя было назвать безопасной.

Хорошо, что каких-то два десятка лет спустя это средство покупают лишь из любопытства, как исторический артефакт. Потому что там еще и щеточка опасная – жесткая пластиковая, похожая на расческу с острыми зубьями.

Тени «голубой перламутр»

Если вам около 30-ти, вы точно помните, как выглядели продавцы во всех магазинах вашего детства: неоново-розовая помада плюс голубые тени для век с тонной перламутра. Лет с тех пор прошло много, мода на макияж менялась 100500 раз и в итоге пришла к общему знаменателю «можно все». И голубые тени – это круто, каждый третий фэшн-показ сезона Spring-Summer 2017 подтвердит. Но с одной поправкой: тени с овердозом перламутра больше не только не носят, но и не производят. Ну просто потому что смысла нет, ведь такие текстуры слишком тяжелые, плотные. Они скатываются и подчеркивают каждую складочку на коже век, прибавляя обладательнице макияжа возраст. Делают взгляд тусклым и усталым. Современная интерпретация сияния – едва различимые невооруженным глазом мерцающие частицы. Они не перегружают кожу, гармонично сочетаются с полупрозрачными текстурами тональника и хайлайтера. Ничего лишнего.

Коричневая помада

Сама не верю, но в студенческие годы с каждой стипендии я покупала… помаду цвета горького шоколада И не какую-то там матовую (в начале 2000-х таких не делали), а жирную, блестящую, похожую на ваксу. Ее сочетание с черным каре и густо подведенными глазами выглядело готично. И таких девиц с коричневыми губами в нашем ВУЗе было полно. Теперь-то я понимаю, что коричневая помада – дикая безвкусица. Потому что она идет не всем. Точнее, мало кому. А если уж совсем честно – вообще никому не идет, превращая макияж в неудачную пародию на Мэрилина Мэнсона.

Надо ли говорить, что с тех пор даже в профессиональных линиях я не встречала именно такого оттенка.

Желтый автозагар

В тинейджерстве я (разумеется!) собирала постеры с заокеанскими звездами и развешивала по стенам в комнате. Помню, глядя на некоторые фото, недоумевала – странная какая у них кожа, желто-оранжевая. Ответ был прост: во вред солнца и солярия знаменитости уже уверовали, а заменить все это мог лишь автозагар. В те годы – средство с довольно непредсказуемым действием. Нанести это зелье и не обзавестись разводами и ядовитым цветом лица и тела было нереально, даже хорошенько отскрабив кожу.

Сейчас все изменилось, и бренды выпускают классные средства категории light, которые придают коже едва заметный ровный смуглый оттенок. Их формулы действуют по-умному. К примеру, автозагар St. Moritz идет в комплекте со специальной рукавичкой и позволяет регулировать интенсивность оттенка. Чтобы получить легкий тон, средство надо смыть через час после нанесения, для более насыщенного – через 2 или 3 часа.

Еще одно классное ноу-хау в категории автозагаров – бустер. Пока он есть только у марки Clarins, зато сразу трех видов – для лица (в крошечном флаконе) и тела (во флаконе побольше), а также для мужской кожи. Для эффекта загара добавляем по 4-6 капель бустера в крем для ухода и медленно, но верно смуглеем.

Отбеливающий крем

Нет, это не про деликатный крем против пигментации, для ровного цвета лица и сияния, – а про крем с гидрохиноном. У моей мамы когда-то был тюбик в коробке розово-телесного цвета с надписью «Ахромин». Это слово казалось мне страшным, так что и содержимого я интуитивно боялась – хотя инспектировать мамину косметичку и намазывать на себя все, что там обитало, считала своим долгом.

В общем, пугалась я не зря. Крем предназначался для борьбы с пигментными пятнами и содержал гидрохинон – вещество, с 2001 года запрещенное к применению в косметике в странах Европейского союза и в Швейцарии (США ограничили его концентрацию до 2% и на этом успокоились). Да, гидрохинон – эффективный отбеливающий ингредиент. Если говорить упрощенно, он блокирует синтез меланина, пигмента, который окрашивает кожу в темный цвет. А в качестве «побочки» разрушает защитные клетки кожи меланоциты; истончает кожу и повышает чувствительность; является канцерогеном; приводит к образованию на коже белых пятен и дисхромии (изменению оттенка). Ну и «контрольный»: отбеливающее действие гидрохинона длится ровно столько, сколько он используется. Отменили – получите пигментные пятна обратно. Неудивительно, что «Ахромин» и ему подобные средства давно пропали с радаров, а в осветляющих кремах нового поколения применяют более безопасные компоненты.

Читайте также
.