Есть вещи из разряда «носили, носим, будем носить», timeless, без привязки к событиям и поводам. В их числе – джинсы. Редактор Ольга Шевченко собрала 10 классных пар, в которые хочется инвестировать не только сегодня, но и в ближайший десяток лет, а заодно разобралась в трендах и брендах, специализирующихся на конкретно этом предмете гардероба.
Однажды Франческа Мустони, вице-президент по контенту компании WGSN, которая занимается прогнозированием мировых трендов, сказала такую фразу: «Джинсы – фундаментальны! С них начинаются все тенденции в индустрии». Пожалуй, именно она в полной мере характеризует значение и ценность джинсов в гардеробе каждого человека.
Днем рождения одежды из денима принято считать 1873 год, когда Джейкоб Дэвис и Ливай Стросс получили патент на создание комбинезонов для фермеров и шахтеров. Однако, чтобы стать частью повседневного гардероба джинсам понадобилось, без малого, 77 лет. И все шло, как по маслу: в допандемийный 2019-й джинсы, согласно данным Lyst, были третьими по популярности в поисковых запросах. Но уже в карантинном 2020-м они уступили место спортивным брюкам. И тут-то началась настоящая революция: бренды, а особенно те, что специализируются на дениме, начали подвергать старые модели апсайклингу и ресаклийнгу, возрождая винтажные модели и создавая новые, трендовые. В общем, делать все для того, чтобы рынок продолжал жить. К счастью, живет.
Что касается тенденций, то здесь явно наметился ажиотаж на трубы и клеш, что легко объясняется возвращением сперва 70-х и 80-х, а следом 90-х. В статье «Почему джинсы-скинни никогда не умрут?» на BoF колумнист Диана Перл говорит о том, что поколение Z делает выбор в пользу расслабленных моделей, что, само по себе, если и не предсказывает смерть зауженным, явно сигнализирует о смещении фокуса. Однако, тут же следует оговорка. Уже упомянутый нами WGSN в 2021-м фиксирует рост спроса на скинни – 35% от продаж денима в США (по сравнению с 10% от прямых брюк и 15% от широких).
В Levi’s, например, скинни продаются на 60% активнее остальных, по словам президента компании Дженнифер Сей. Кстати, об этом бренде. Он действительно передовик во всех сферах. Судите сами: в начале года в бутики по всему миру приехала коллаборация Miu Miu и Levi’s (линейка классических изделий с фирменной нашивкой Levi's® в розовом цвете и логотипом Miu Miu), а потом – «осознанная» коллекция в соавторстве с датчанами Ganni (из остатков ткани джинсов 501 Original).
Основательница винтажного салона Bonappart.ement Наталина Бонапарт тенденцию на деним с историей подтверждает, а еще добавляет, что сейчас охотно покупают модели нулевых. «Есть запрос на низкую посадку, аппликации, стразы, принты. Чем необычнее, тем лучше. Апсайкл-моделей у нас пока нет, но только пока. Мы отвечаем запросу покупателя, поэтому сейчас, помимо джинсов «из нулевых», предлагаем классику, на которую всегда будет спрос. Лично я не встречала ничего качественнее винтажного денима. Сама до сих пор ношу Calvin Klein, которые купила в 14 лет. До меня они жили, кажется, столько же. Винтажные джинсы не растягиваются, не провисают в коленях, не выцветают, они правда идеальные, но и найти свою модель непросто», – комментирует Бонапарт.
Илья Булычев (бренд BLCV) также считает, что классика всегда будет актуальна, а мода в этом направлении циклична: «У денима есть одно большое преимущество – тренды тут менее динамичные, поэтому можно говорить о стабильности. Я делаю основную линейку BLCV фундаментальной и незаменимой классикой в выверенном дизайне с идеальной посадкой, а дальше – экспериментирую и пробую, если что-то откликается в людей – тиражирую».
Несмотря на всю «прозрачность» индустрии денима, здесь есть свои нюансы. «За моей спиной – больше 10 лет опыта и сотни ошибок, потраченных денег и понимания, как можно работать, а как – нельзя. Например, шить джинсы по 5-10 пар на цвет или модель – нерентабельно. Необходимо, минимум, – 150. Это, сами понимаете, накладно. Отсюда формируется и стоимость. Цена бренда и цена самой модели – разные вещи. Так, джинсы из масс-маркета и люксового бренда могут отшиваться из одного материала (за исключением нюансов обработки и ровности строчек), но стоимость будет отличаться в 10 раз. Это все капитализация марки и ее позиционирование», – добавляет дизайнер.
Выходит, ценник на must have модели, вроде, свободных с асимметричной застежкой лос-анджелесского стривира Agolde или широких с высокой талией и разрезами по бокам Maison Margiela, вполне себе оправдан? Если средняя продолжительность жизни модели в одном гардеробе 10 лет, то стоит подумать о такой инвестиции.