Апсайклинг — это вторичное использование старых вещей и материалов в производстве новых. И его называют главным трендом этого десятилетия. Одной из первых громко об апсайклинге заявила Стелла Маккартни. В 1996 году она выпустила коллекцию, в которой использовала винтажные кружева и шелк.
Долгое время вторичное использование считалось зазорным для люксовых брендов. Еще недавно Louis Vuitton отказывались продавать нераспроданные сумки по сниженным ценам и попросту сжигали их. Так представители бренда объясняли желание сохранить его уникальность и исключительность. Все изменилось с началом пандемии. Из-за проблем с логистикой и поставкой материалов Вирджил Абло (тогда креативный директор модного Дома) использовал для пошива коллекции ткани из предыдущих сезонов.
Когда гиганты вроде Louis Vuitton и Stella McCartney обращаются в новую веру, это похвально и говорит о том, что у осознанной моды действительно есть будущее! Но еще нам интересно следить за молодыми и перспективными брендами, которые построили свою концепцию на апсайклинге и сделали его основой своего уникального ДНК.
Pijmak
Бренд Pijmak Ксения Ярема и Ольга Немушкова основали в январе 2019 года. Девушки сразу распредели между собой роли: Ксения — дизайнер проекта, а Ольга занимается его продвижением. Свои «пижмаки» они перешивают из винтажных пиджаков и даже офицерских кителей. В результате у вас — уникальная вещь в единственном экземпляре. Изначально девушки специализировались только на жакетах, а сейчас в лукбуке Pijmak можно также найти брюки, топы, японские кимоно и кейпы. За три года бренд вырос от импровизированной «примерочной» прямо в квартире Ольги до собственной студии в Москве по адресу Фурманный переулок, 10. Там посетительницы могут выбрать себе готовую вещь или принести на реставрацию пиджак из собственного гардероба (или даже гардероба дедушки).
Omelia
Бренду Omelia два года, а он уже известен не только в родной Украине. Его основатель, дизайнер Костя Омеля, говорит, что для него важно «давать одежде вторую жизнь». Этим он и занимается каждый день, переделывая мужские винтажные рубашки и декорируя их вышивкой, кристаллами, аппликациями и элементами ткачества. Все вещи бренда — оверсайз и no gender. Вдохновение для своего проекта Костя находит в этнике и славянских праздниках. Например, коллекция Omelia осень-зима 2021/2022 была посвящена празднику Ивана Купалы.
Ksenia Schnaider
Ksenia Shnaider — один из самых популярных современных sustainable-брендов. Основанный в Украине супругами Ксенией и Антоном Шнайдер 10 лет назад, сегодня он популярен во всем мире. Среди поклонниц марки — Белла и Джиджи Хадид, Хейли Бибер и Ирина Шейк. И это далеко не полный список. Бренд прославился одеждой из денима. Для создания каждой новой коллекции команда использует около 500 пар старых джинсов. При этом Ksenia Shnaider не гонится за количеством и продажами, а выступает за разумное потребление. В год они выпускают не более 3 000 единиц одежды и аксессуаров. Такой подход позволяет создавать уникальные вещи и обеспечивает повышенный спрос среди покупателей. Еще одна важная ценность марки — натуральность. В рекламной кампании коллекции весна-лето 2022 модели снялись без макияжа и укладки.
Dog Rose
В 2018 году дизайнер Богдан Высоцкий и Лиза Мельникова объединились для создания апсайкл-марки Dog Rose. Заботясь об окружающей среде, они собирают вещи в секонд-хендах Москвы и Санкт-Петербурга и перешивают их в актуальные модели. Например, из элементов старой футболки с принтом и куртки из денима создают новую аутентичную рубашку. Одежда Dog Rose выполнена в эстетике 90-х, а фотографии в Instagram как будто взяты из ранних лукбуков Vetements. Возможно, поэтому бренд так популярен среди молодых людей!
NastyaMasha
Сестры-близнецы Настя и Маша Ванюшины закончили Британскую высшую школу дизайна, поступили в Saint Martins (но отказались от учебы из-за высоких цен) и даже получили приглашение на стажировку в Raf Simons (о ней пришлось забыть с наступлением пандемии и закрытием границ). Сестры быстро поняли, что работать «на кого-то» — не их история, и основали собственный бренд. Изначально Настя и Маша создавали только единичные вещи, но очень быстро доросли до полноценных коллекций. Линейку осень-зима 2021 они сшили из остатков выпускной коллекции. Свои вещи сестры создают как коллажи. Например, принты сначала печатают на бумаге, затем листы рвут на несколько частей и накладывают друг на друга. Это сложная техника, которая делает вещи уникальными и аутентичными. У марки NastyaMasha пока нет собственного шоурума, а число подписчиков в Instagram еще только близится к отметке 5К, но их платье уже носит Кайли Дженнер.
Rishi
Дебютную капсулу марка представила в 2020 году. В нее вошли куртки, джинсы, рубашки, корсеты, а также сумки и панамы. Все вещи создаются вручную из винтажного денима, который команда собирает по всему Санкт-Петербургу (в том числе, в секонд-хендах и на блошином рынке). Все это составляет уникальное ДНК Rishi, которое принесло марке популярность. А еще все желающие могут сдать в шоурум бренда старые джинсы и получить взамен скидку.
XOMEHKO
За плечами у основательницы бренда Яси Хоменко 10-летний опыт в апсайклинге. Сама дизайнер говорит, что ее вещи — это скорее арт-объекты, чем просто одежда. Из старых футболок и клетчатых рубашек она создает платья, плащи и не только. Недавно XOMEHKO презентовали коллекцию свитшотов, сделанных из переработанного текстиля. Линейка вдохновлена размышлениями об инклюзивном будущем. Вещи выполнены в ярких тонах, с применением технологии «жатки».