1. Стиль жизни

Честно об инфлюенсерах: обратная сторона всего, что мы так любим в Instagram

Элена Гваришвили
Элена Гваришвили
10.01.2022

Инфлюенсеры стали феноменом, который кого-то откровенно злит, а кого-то вдохновляет одеваться, жить, готовить, путешествовать – выбирайте свое. Миллионы подписчиков – это огромная база для продвижения товаров и услуг. Сегодня это миллиардный бизнес, а Instagram-селебрити сами становятся миллионерами. Кьяра Ферраньи в 2009 году начинала с собственного блога, а теперь благодаря социальной сети создала целую империю с коллаборациями, собственным одноименным брендом, 24 миллионами подписчиков и состоянием в 12 миллионов долларов. 

Аудитория охотнее покупает вещи по совету того, за чьей жизнью следит, того, с кем у нее есть ощущение близости, пусть и ложное. В таком случае все это не выглядит как реклама, а скорее, как приятельский совет. 

Однако во всем этом есть обратная сторона. Что не так с инфлюенсерами в 2022 году? Мнение нашего автора. 

Отсутствие индивидуальности

Все, кто хоть как-то присутствует в социальных сетях, ощущает влияние инфлюенсеров. Сотни тысяч подписчиков дают им индульгенцию на то, чтобы диктовать тренды. Часто сами того не замечая, мы попадаемся на удочку и идем покупать ту самую сумку, едем на тот самый курорт и хотим выглядеть особым образом. 

Сложно понять, что из этого мы действительно искренне захотели сами, а что за нас это выбрали модные девчонки в социальных сетях. Прежде глянец тоже влиял на предпочтения и восприятие красоты, но у него не было такого интимного, 24-часового доступа к нашему сознанию. 
 

Блогеров так много, они должны привносить разнообразие, но нет. Культуру отсутствия индивидуальности они вывели на новый уровень, подталкивая не только нас, но и друг друга к подражанию. Они рекламируют одни и те же бренды, носят одну и ту же одежду, делают одинаковый маникюр и даже одинаковые лица. 

Парадокс заключается в том, что инфлюенсеры, хоть и декларируют индивидуальность и инклюзивность, собственным примером демонстрируют противоположные ценности.

Нездоровый образ тела

Отсюда вытекает, возможно, самая важная проблема – искажение представления о том, что «нормально» и что «красиво». Исследования показывают, что 58% студенток задаются целью похудеть, при этом подтверждается, что на их желание влияют социальные сети. 90% страдающих пищевыми расстройствами – девушки от 12 до 25 лет, при этом 72% из них используют Instagram ежедневно. 

Принятие себя и своего тела – борьба миллионов людей, особенно молодых. Это приводит к РПП, нездоровым пищевым привычкам, депрессиям. А постоянная демонстрация идеальных тел в социальных сетях только усугубляет ситуацию и разрушает представление о том, как выглядит обычное тело. Ведь у всех в Instagram оно идеальное, а у тебя нет, значит, с тобой что-то не так. Хотя так, как представлены идеальные женщины в медиа, выглядят всего лишь 5% населения. А остальные 95%? Cемейство Кардашьян, например, за которым в общей сложности следит более миллиарда фолловеров, регулярно попадается на ретуши своих фотографий. 

Ты невольно сравниваешь себя с красавицами из медиа, словно глядя в токсичное кривое зеркало, мучаясь вопросом: почему я так не выгляжу? При этом даже самые разумные пользователи порой забывают, что большая часть из этих фотографий отретуширована. Так, согласно статистике Harris Poll, две трети американцев всегда ретушируют свои фотографии, прежде чем выложить в сеть. 

Самые неутешительные исследования говорят о том, что до появления Instagram уровень депрессии и пищевых расстройств у молодых девушек был ниже.

Чрезмерное потребление

Если посмотреть на Instagram-ленты Caro Daur, Aimee Song, Negin Mirsalehi, Olivia Palermo, мы увидим одно и то же: постоянную смену аутфитов, самые трендовые вещи, распаковки. Некоторые из них признаются, что многие из присланных им нарядов они надевают лишь для фото. Большинство рекламных контрактов держится исключительно на склонности аудитории к консьюмеризму и жажде быть похожими на красивого и успешного человека с картинки. 

Согласно influencermarketinghub, бюджеты инфлюенс-маркетинга увеличились с 6,6 миллиардов долларов в 2019 году до 9,7 миллиардов в 2020-м. Блогеры демонстрируют самые острые и новые тренды и веяния, что напрямую отсылает нас к быстрой моде.  

Рынок производства одежды с 2000 по 2014 год вырос, а количество вещей, которые в среднем покупатель приобретает за год, увеличилось на 60%! При этом в среднем человек выбрасывает 36 кг одежды за 365 дней. Индустрия быстрой моды вносит огромный вклад в загрязнение окружающей среды. На Copenhagen Fashion Summit докладывалось, что именно производство одежды ответственно за 92 миллиона тонн отходов, которые сбрасываются в воду и воздух ежегодно. Чем больше мы потребляем, тем больше их становится. Чем больше нам рекламируют гиперпотребление, тем больше мы потребляем. 

И это уже не говоря о том, что многие начинают мучительно гоняться за вещами: кроссовками, сумками, жакетами, часть из которых слишком дорога. Желание покупать, выбрасывать и покупать новое – это нездоровое потребительское поведение, которое не достигало такого размаха до 2010 года, когда мы были лишены инфлюенсеров. 

Безусловно, на это можно возразить, что у каждого есть своя голова на плечах, и это правда. Однако у каждого из нас есть свои слабости и свои триггеры, на которые можно надавить, чтобы продать нам вещь, идею или образ. А если повторять их изо дня в день, получается эта неутешительная статистика. Вряд ли модных инфлюенсеров отменят, пока живы соцсети, это новая реальность, с которой надо учиться сосуществовать и впускать ее в свою жизнь выборочно.

Читайте также