1. Стиль жизни

До сих пор покупаем новые вещи, чтобы снять стресс: представители брендов рассказывают, может ли мода в России стать осознанной

Ольга Шевченко
Ольга Шевченко
22.12.2021

О том, что fashion-индустрия наносит сильнейший урон природным ресурсам, заговорили во второй половине XX века: в конце 80-х председатель Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию Гру Харлем Брундтланд выступил с докладом «Наше будущее» – там-то впервые прозвучало слово sustainability. Ситуация с коронавирусом подтолкнула моду взяться за голову. В полку мировых брендов прибыло: российские марки с охотой вступают на новый путь, но выйдет ли этот тренд в массы? 

Для начала разберемся, что есть устойчивое развитие? Это и про экологичное производство (less than more, отказ от натурального меха и кожи), и про социальную и экономическую ответственность компаний. Под последними понимаем достойную оплату и условия труда, а также предоставление новых рабочих мест. 

И если раньше по пальцам одной руки мы считали тех, кто выпускает одежду «со знанием» дела, то сейчас с каждым днем их количество увеличивается. Здесь фигурируют не только передовики, вроде, Stella McCartney и H&M с их специальными коллекциями. Конгломерат LVMH в лице Бернара Арно распорядился отдавать неиспользованные фирменные ткани на новые нитки, а Canada Goose, специализация которых напрямую связана с изготовлением парок на меху, отказаться от этого материала до конца 2022 года. 

С мировой индустрией все более-менее понятно, а что в это время происходит на российском рынке? Масс-маркеты по-прежнему переполнены новыми коллекциями и людьми, жаждущими обновить гардеробы очередной футболкой посредственного качества.  

Однако, подвижки есть. Маркетплейс Lamoda, который запустил в ноябре 2020 года специальный раздел Lamoda Planet, подтверждает рост спроса на экологичные и этичные товары. Ситуацию подкрепляет и ажиотаж на веганские спортивные костюмы Pangaia – команда Мирославы Думы делает их из морских водорослей, биополимеров и даже аэрогеля. Экобренды поменьше, в числе которых, например, NNedre с питерской пропиской и московский STUDIO29, уверены – России не удастся проигнорировать такой сильный тренд, тем более, если говорить о проблемах с экологией на регулярной основе. 

 

«Устойчивый подход – ответственность, которая касается каждого из нас, – комментирует основательница STUDIO29, Таня Фомичева. – Изначально я не запускала sustainability-бренд, но сегодня понимаю, что важно адаптироваться под новые условия и продвигать экологичный и осознанный подход к моде среди клиентов. Так, у нас есть собственная швейная лаборатория, где контролируется процесс переработки тканей и бумажных отходов. Кстати, в новом офисе, который планируем сделать полностью зеленым, мы сортируем мусор и установили ЛЭД-освещение (в составе таких ламп отсутствуют токсичные компоненты, плюс они расходуют в 7 раз меньше электричества)». 

В сторону разумного потребления Нелли Недре (NNedre) начала двигаться в 2013 году – когда запустила собственный проект. 

«Мои родители – экологи, я выросла в поселке Ленобласти, в домике у озера. Помню, в детстве ходила за молоком с бидончиком, а полиэтиленовый пакет был чуть ли не единственным в доме, использовался несколько месяцев, пока в труху не превращался, – делится Нелли. – По сути, это и есть sustainability-подход. Думаю, не стоит быть категоричными, полагать, что разом откажемся от всего, что загрязняет окружающую среду, а просто будем делать маленькие шаги в этом направлении».

Сегодня быть устойчивым – быть честным по отношению к потребителю, быть прозрачным для него. 

Сооснователь и идейный вдохновитель проекта «Ничего Нового», на платформе которого продают и покупают б/у люкс, Таня Нудельман убеждена, что пока устойчивость в нашей стране больше на словах и в маркетинге, чем на практике. «Это больше похоже на эволюцию, чем революцию. Индустрия sustainable fashion только начинает развиваться, и, как все новое, стоит дорого. Ситуация изменится, когда продукт/технология выйдут на конвейер. То есть сейчас эковещи могут позволить себе happy few, пионеры – те, кто «в теме», у кого есть возможность, и кто действительно понимает разницу между вещью из обычных и экоматериалов, – продолжает Нудельман. – И, кстати, это касается новых технологий. Например, одежда с цифровыми паспортами или виртуальная не имеет пока большую аудиторию. Но как только масс-маркет начнет использовать в производстве эти стандарты – все изменится. И футболка из экоткани с цифровым паспортом станет повседневной нормой». 

Пока российская индустрия с устойчивым развитием на «вы» – и дело тут не в нежелании брендов вставать на путь этичный. Кажется, большая часть аудитории сегодня еще не достигла того зрелого понимания и осознания проблемы, а потому продолжает отвергать походы в сэконд-хенды, покупки на ресейл-платформах, не стремится оптимизировать гардероб и далее по списку. Но и это не единственная причина. 

А что, если дело действительно в том, что мы пока не готовы покупать дорогое массово? Ведь эковещи, как отмечает Нудельман, существенно дороже масс-маркета. А также вспомните ситуацию, когда вы выбирали новую футболку для одной лишь пятничной вечеринки… Просто чтобы расслабиться и почувствовать себя лучше. Большинству проще приходить в магазин за чем-то более дешевым, но делать это чаще. Кажется, подход нужно менять именно в головах, и так как пандемия научила с оптимизмом смотреть в светлое (другого не хочется) будущее, мы верим в лучшее и продолжаем задавать себе все больше вопросов. 

Читайте также