Ощущение, что мир перевернулся. Мы все оказались в ситуации полной неопределенности, где каждый час возникают новые вводные. Отталкиваясь от них, мы вынуждены принимать важные решения, многие из которых связаны с работой. В статье карьерный коуч Антонина Болгова помогает адаптироваться к новым реалиям и объясняет, кто будет нужен рынку в ближайшее время.
Осторожно, релокация!
Если Ваша работа предполагает удаленный формат и требование вернуться в офис к вам не относится, то переехать и работать из любой точки мира – вариант. Многие представители сферы IT, компании, которые имеют востребованный на международном рынке продукт, переезжают в другие страны. Хорошо, если компания оплачивает переезд и берет все риски по релокации на себя. А вот уволиться, чтобы уехать и найти хоть какую-то работу, – сценарий, на мой взгляд, опрометчивый.
Из-за санкций со стороны запада внимание бизнеса и соискателей сейчас обращено на крупнейший развивающийся регион в мире: азиатский рынок. Предполагаю, что интерес будет взаимным, и на место компаний, которые прекратили взаимоотношения с Россией, придут другие. Если у вас хороший китайский, английский – вы сможете использовать это как на территории нашей страны, так и за ее пределами с целью трудоустройства.
Перспективные сферы в России
Российские фарм и fmcg компании
Еда, лекарства, средства гигиены и товары для детей – то, что нужно в первую очередь. Уйдут ли западные компании в сфере FMCG с нашего рынка и как скоро их заменят другие производители, пока непонятно. Поэтому в фокусе я бы держала более стабильный вариант для развития карьеры: российские компании, которые производят продукты питания и фармацевтическую продукцию.
Продуктовый ритейл
Пандемия показала, насколько удаленные покупки и доставка продуктов упростили нашу жизнь. Продуктовый ритейл в онлайне – одна из самых развивающихся и перспективных сфер.
Онлайн развивается и в сфере услуг: ментальное здоровье (психологическая поддержка), карьерный консалтинг (профориентация подростков и взрослых), образование (школы, вузы, курсы переподготовки).
Игровая индустрия, особенно мобильный гейминг, IT, агро, медицина, госсектор – активно развивающиеся сферы.
Кто нужен рынку?
Рынку нужен контент. Если вы хорошо пишете, можете грамотно представить продукт в сообществах, социальных сетях, сайтах, у вас есть бэкграунд в копирайтинге, журналистике, PR, рассмотрите для себя позицию менеджера по контенту или продюсирование онлайн продуктов и школ.
Хороший переход из маркетинга, рекламы, PR можно сделать в продукт. Для этого его необходимо хорошо знать, понимать, заниматься аналитикой, придумывать новые форматы продвижения и пути монетизации – продакт менеджеры по-прежнему востребованы и в крупных компаниях, и в стартапах.
В проджект менеджмент можно уйти из бизнес девелопмента (продаж), если вы хорошо понимаете рынок, его потребности и можете общаться на одном языке с технической поддержкой, ставить задачи, следить за таймингом и реализовывать проекты в срок.
Перфоманс менеджеры, екоммерс медиа планеры, стратеги, таргетологи – а лучше если все в одном флаконе – стратегия продвижения, аналитика каналов, расчеты бюджета. Если вы хороши в планировании и цифрах, вы будете нужны всегда.
Рынку важны хорошие продажники. Это одна из профессий, которая сейчас будет на пике популярности. В условиях неопределенности и замороженных бюджетов нужны люди, которые будут генерить компании деньги за счет наработанного нетворкинга и умения договариваться. Если у вас есть опыт и знания рынка в востребованных сегментах – на вас начнется охота.
Закупки, логистика – такие специалисты сейчас будут востребованы в качестве менеджеров на маркетплейсах. Предпринимателей, которых вы будете вести, можно отобрать по принципу релевантности вашего опыта к задачам. Сейчас спрос на таких специалистов превышает предложение.
Не спешите, все решения принимайте на холодную голову, без лишних эмоций. А паузу, на которую сейчас поставили нашу жизнь, используйте с пользой для себя. Задавайте почаще вопросы о том, чего вы хотите, к чему стремитесь. Продолжайте мечтать. И верить в лучшее.