Фильмы Тима Бертона давно стали символом Хэллоуина, а образы, придуманные им, не раз использовали для создания костюмов 31 октября. Несколько лет назад Белла Хадид и The Weeknd переоделись в Лидию и Битлджуса — героев одноименного фильма 1988 года. Повторяли персонажей и из других культовых картин: «Эдвард руки-ножницы», «Сонная лощина», «Труп невесты», «Кошмар перед Рождеством», «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит».
Все проекты Бертона объединяет одна деталь (не считая Джонни Деппа) — искусно воссозданная готическая атмосфера. Официально, жанр, в котором работает режиссер, называется Suburban gothic («Пригородная готика»). В такой же стилистике сняты «Твин Пикс» и «Сверхъестественное». Но как сформировался уникальный почерк Тима, и откуда увлечение всем потусторонним?
Вы правильно подумали: с детства
В 70-х мама сделала для маленького Тима костюм на Хэллоуин — он был царем ужасов Джеком Скеллингтоном из «Кошмара перед Рождеством». Мама соединила костюм скелета с искусственной головой снеговика. В итоге получился «эффект вытянутого туловища», который потом часто использовался в визуальной эстетике фильмов режиссера.
А еще говорят, что в детстве Бертон любил гулять по кладбищам. Изданию Entertainment Weekly он рассказывал: «Это не казалось мне чем-то болезненным, хотя люди, вероятно, так думают. Это было более волнующе, по-особенному и эмоционально. Думаю, это было хорошее место для размышлений».
Disney и все, что с ним связано
В 1981-м Тим пришел работать в Disney, и через год снял первый короткометражный анимационный фильм «Винсент» по мотивам собственного стиха. В стандарты Disney этот материал не вписался, но именно с него началось становление Тима как режиссера. Некоторые персонажи короткометражки позже «перекочевали» в другие его работы.
Следующим проектом Бертона стали «Франкенвини». Это история о маленьком мальчике Викторе Франкенштейне, который живет в пригороде и оживляет свою погибшую собаку Спарки.
Руководителям Disney фильм категорически не понравился, и его «отложили в долгий ящик». Картина показалась им слишком мрачной, страшной и не для детей. Вскоре Тима Бертона уволили, но в 2012 году он дал «Франкенвини» вторую жизнь, и детям новый мультфильм очень даже понравился.
За неудачей последовал большой подъем, а также премьеры фильмов «Бэтмен», «Марс атакует» и «Планета обезьян».
Зрителей привлекал этот органичный симбиоз фэнтези и хоррора, а главных героев его картин люди не боялись — они им сопереживали.
Вспомните, каким трогательным получился «Эдвард руки-ножницы», который Бертон снял в 1990 году. Этот фильм — одновременно социальная сатира, фантастика и история любви. К слову, тогда 30 лет назад команда картины придумала самый популярный до сих пор костюм для Хэллоуина.
Если в Эдварда и Джека Скеллингтона переодеваются в основном ребята, то любимый образ девушек — Эмили, главная героиня мультфильма «Труп невесты». Картина стала для Бертона особенной, это был совсем другой уровень анимации: для съемок использовали кукол из нержавеющей стали высотой до 30 сантиметров, со встроенными в голову механизмами. Это позволяло «героям» моргать и открывать рот (например, чтобы заставить невесту моргнуть, потребовалось 28 кадров).
В 2000-х дела у Тима Бертона пошли еще лучше. В это время он увлекся актрисой Хеленой Бонэм Картер, которая сначала стала его музой, а после женой. Один за другим вышли успешные картины: «Чарли и шоколадная фабрика», «Алиса в стране чудес», «Мрачные тени». Бертон неоднократно работал с Disney — студией, в которой когда-то начинал, но был не понят.
Известно, что сейчас он работает над сериалом о Уэнсдэй Аддамс из «Семейки Аддамс» для Netflix. Также по слухам, не за горами и продолжение «Битлджуса». Так что в этот Хэллоуин пересматриваем классику режиссера.