Увидеть, что происходит за «железным занавесом», прогуляться по Красной площади и даже поработать в СССР в разное время успели Софи Лорен, Элизабет Тейлор, Марлен Дитрих, Эльза Скиапарелли и Джина Лоллобриджида.
Элизабет Тейлор
Впервые Элизабет Тейлор посетила СССР вместе с мужем Майклом Тоддом в 1957 году. Позже она еще несколько раз возвращалась в Советский Союз.
В середине 1970-х Тейлор снова приехала в Россию по работе. Она снималась в первом советско-американском фильме «Синяя птица» режиссера Джорджа Кьюкора – совместном проекте студии Ленфильм, Совинфильм и 20th Century Fox.
Главные роли отдали зарубежным знаменитостям, а советским актерам достались лишь эпизоды. Легенды о съемках этой картины ходят до сих пор. Говорят, Тейлор требовала, чтобы в Ленинградском аэропорту ее встречала рота почетного караула, и запросила салют в свою честь. Но властей убедить не удалось. А вот студию Ленфильм тогда все-таки отремонтировали.
Не понравился Элизабет и действующий в то время в СССР запрет на алкоголь. Любимый виски Jack Daniels ей доставляли прямо из США.
Присутствующие на съемках «Синей птицы» также вспоминали, что американским актерам еду привозили из ресторанов, а местные актеры приносили с собой на площадку булочки и кефир. Это возмутило Элизабет Тейлор. Она устроила скандал и потребовала, чтобы всех кормили одинаково, иначе откажется сниматься. Ее требование исполнили.
Эльза Скиапарелли
В своих мемуарах Эльза Скиапарелли писала, что очень хотела посетить Россию, особенно потому что «никто не хотел туда ехать».
Основательница Schiaparelli побывала в СССР в 1935 году как официальный представитель Франции на выставке текстильной промышленности. Специально для выставки дизайнер разработала «наряд советской женщины»: красное пальто на черной подкладке, платье со стойкой, вязаная шапка с застежкой-молнией и кармашком.
Скиапарелли поселилась в «Метрополе» и однажды вечером застала работниц отеля, снимающих мерки с ее нарядов. Вместо того, чтобы устроить скандал, дизайнер просто показала им, как это делать правильно.
Эльза также вспоминала о том, что она ела в СССР: «Я придерживалась одного меню: сухой хлеб с черной икрой, иногда севрюга и всегда водка... Свидетельствую, что эта диета чудесно способствует потере веса. В Париж я вернулась худой, как Ганди, и прекрасно себя чувствовала».
Визит дизайнера освещали не только советские, но и мировые СМИ. В 1936 году журнал Vanity Fair разместил на обложке карикатуру, на которой Сталин и Скиапарелли летят на парашютах и разговаривают о том, зачем она приехала в СССР.
Джина Лоллобриджида
Джина Лоллобриджида и Элизабет Тейлор приехали в СССР в одно и то же время — на II Московский международный кинофестиваль в 1961 году.
Курьез состоял в том, что на церемонии они появились в одинаковых платьях. Только вот у Элизабет оно было от Yves Saint Laurent, а у Джины — его копия. Лоллобриджиду эта ситуация не смутила. Во время приема в Большом Кремлевском дворце она поприветствовала коллегу и сказала ей: «Красивое платье!».
Это не единственное, чем отличилась итальянская актриса. На одном из мероприятий она не удержалась и поцеловала Юрия Гагарина в щеку. Пресса еще долго писала, что у них роман.
Софи Лорен
В 1965 году Софи Лорен приехала на IV Московский международный кинофестиваль. Многих удивило, насколько приветливой и дружелюбной была знаменитость. Она общалась с поклонниками и никому не отказывала в фотографиях.
Она снова приехала в 1969 году, но уже на съемки советско-итальянского фильма «Подсолнухи». В нем они с Марчелло Мастроянни играли супругов, которых разделила война.
Переводчиком на съемках был сотрудник КГБ Игорь Атаманенко. Мастроянни он называл «душкой», а вот Софи Лорен описывал как «непростую даму». Атаманенко вспоминал, что знаменитость часто была не в духе. Не привыкшая к холодам актриса говорила, что не может произносить текст, так как «ее губная помада на морозе дубеет». Поэтому съемки задержали на два дня. Специально для Софи Лорен из Рима самолетом передавали губную помаду на китовом жире.
Марлен Дитрих
В 1964 году Марлен приехала в Советский Союз с гастролями. Задолго до этого, в 1949-м, ей в руки попал сборник произведений советских авторов. Одно из них особенно впечатлило Дитрих — это был рассказ «Телеграмма» Константина Паустовского.
Приехав в Россию, Дитрих первым делом попросила познакомить ее с любимым автором. Но ей ответили, что Константин только что перенес второй инфаркт и сейчас находится в больнице. Но услышав о том, что Марлен хочет с ним встретиться, Паустовский пришел на ее выступление в сопровождении лечащего врача и жены. Оказалось, что она его любимая актриса.
Когда Дитрих сообщили, что ее кумир сейчас в зале, она попросила его подняться на сцену, встала на колени и поцеловала ему руку. Зал замер. Но не обошлось и без курьеза. Платье Марлен было слишком узким, и она не смогла самостоятельно подняться. Стеклярус начал осыпаться, и люди в зале начали собирать бусины и возвращать их знаменитости.