1. Стиль жизни

От эпохи Возрождения до перформанса: 5 фильмов, которые помогут разобраться в основных вехах искусства

24.07.2021

Есть необходимый минимум, знание которого обеспечивает вам звание образованного человека. Но как охватить все в ритме современного мира, когда книги о тайм-менеджменте и правильной постановке жизненных целей гораздо более востребованы, чем художественная литература и тем более пугающе толстые тома об истории искусства. Гораздо проще проникнуть в этот мир с помощью художественного кино. Тут главное, чтобы картины были не только зрелищными, но и достоверными.

Журналист, автор блога об искусстве @kulturnaya_sreda Алина Федченко собрала для BeautyHack подборку, которая станет легким гидом по основным идеям и ярчайшим представителям высокого «ремесла» в разные века. Она поможет скоротать холодные вечера и ненавязчиво обогатит базовыми знаниями по истории искусства.

Эпоха Возрождения. XVI век

«Грех», 2019

Новый, но уже столь нашумевший фильм Андрея Кончаловского не мог не попасть в эту подборку.

О чем: об одном из величайших мастеров эпохи Возрождения – Микеланджело Буонурроти. Не совсем о его творческом пути, а, скорее, о чрезвычайно сильной и противоречивой личности мастера.

Фильм описывает небольшой период жизни Микеланджело: его взаимодействие с эпохой, близкими, покровителями. Он балансирует между семьей Медичи, фактически взрастившей его, и иным правящим на момент начала действия фильма кланом Делла Ровере. Это кино о человеке, творящем «божественное искусство», но остающемся со своими слабостями, грехом, предательством.

Почему стоит смотреть:

Фильм, как, возможно, никакой другой, потрясающе знакомит с Эпохой. Картина максимально приближена к действительности мастера. Зритель полностью окунается в мир Микеланджело, в места, где он жил и творил. Абсолютно достоверная атмосфера – улицы, таверны и рынки, частные дома и папские резиденции, мастерские Микеланджело, вонь и грязь, немытые растрескавшиеся ноги – захватывают и погружают зрителя без остатка. Даже карьеры в Карраре – это те самые места, где мастер искал «белые души» своих скульптур.

Маленький спойлер – из того самого карарского монстра, показанного в фильме, Микеланджело сотворит свою «Пьету». Рассмотрите внимательно скульптуру (если не помните) и не упустите при просмотре момент вдохновения маэстро, так тонко обыгранного Кончаловским. Не обошли в экранизации и вечную взаимную неприязнь Микеладжело и Рафаэля, о которой ходило множество сплетен.

Ну и еще одна изюминка: главную роль исполнил малоизвестный итальянский актер Альберто Тестоне, имеющий поразительное сходство с маэстро.

В конце фильма (по итогам пережитого) Микеланджело произносит: «Я думал, что иду к Богу, но на самом деле отдалялся. Мои работы прекрасны, ими любуются, но пред ними не молятся…».

В этом высказывании кроется ключевая проблема, возникшая с подачи великих мастеров Возрождения и изменившая дальнейшее развитие истории искусства. Проблема кризиса истиной веры. Но об этом следующее кино!

Такой разный век XIX. Первая половина. Англия

Мини сериал «Отчаянный романтики», ВВС, 2009

О чем: Шесть серий достоверного кино для знакомства с целым направлением в английской живописи и поэзии – прерафаэлитах.

Первая половина XIX века, группа молодых английских живописцев бунтует против академических традиций. Того письма, которое называется «большой манерой», перенятого у мастеров Возрождения.

Рафаэль возвеличил метод «идеализации природы», стремление к красоте в ущерб правде. Если искусство нуждается в реформировании, нужно вернуться к более раннему периоду. Тогда художники были «честны перед Богом», копировали природу, помышляя не о славе земной, а о славе Господа. Из-за Рафаэля искусство утратило искренность.

Такое рассуждение приводит юных художников к мысли о необходимости вернуться к Веку Веры и творить новую живопись. Они именуют себя «Братством прерафаэлитов» и начинают свой путь, с которым в полной мере и знакомит сериал.

Главные герои – художники Данте Габриэль Россетти, Джон Милле и Уильям Хант. Во второй половине сериала появляются и «младшие» последователями течения, среди которых будет и Уильям Моррис, оказавший в дальнейшем огромное влияние на искусство в целом.

Почему стоит смотреть:

Для зрителя, не слишком знакомого с этапами принятия обществом художника, открывается целый интригующий мир – полное погружение в сложности становления безымянных пока гениев. Здесь и трагедия вечной борьбы с художественной Академией, и комизм поисков именитого покровителя. Так в фильме появляется Джон Рёскин – виднейший критик, теоретик искусства, одна из ключевых фигур в истории, которую не обходит ни один учебник или лекция по искусству. Именно он к концу века вместе с тем самым Моррисом будет «творить бунт» против врага эстетики – «промышленного искусства».

На глазах создаются самые знаменитые шедевры прерафаэлитов - «Офелия» Милле, «Беатриче» Россетти и «Козел отпущения» Ханта. Потрясающе раскрыты яркие характеры, жизненный путь, драма и счастье каждого из них. Готовьтесь надрывно смеяться и искренне сопереживать.

Кино прекрасно передает атмосферу викторианской Англии с изживающими себя нравами и одновременно богемной стороной жизни, доходившей до крайности. Множество иронии и юмора делают фильм серьезного содержания потрясающе легким для просмотра. На одном дыхании!

Но что же происходило в искусстве почти в то же время по другую сторону Ла-Манша?

Век XIX. Вторая половина. Франция

«Импрессионисты». ВВС, 2006

О чем: трехсерийный фильм об одном из самых ярких течений. Реальная история рождения, непринятия, борьбы и счастливого признания импрессионистов как отдельного, самобытного направления живописи. События восстановлены из многочисленных сохранившихся переписок, документов и газетных статей. Смотреть рекомендуется всем, кто любит историю искусства, живопись в целом или просто «Кувшинки» Моне, балерин Дега, реализм Мане.

Почему стоит смотреть:

Фильм полностью заменяет легкую лекцию по истории импрессионизма. Здесь есть все о самой идее, которую пытались донести художники, об их войне с Салоном – единственной дверью между художником и признанием его мастерства. Мане говорил, что его поле битвы – Парижский Салон – государственная художественная выставка, которой было необходимо искусство, идущее рука об руку с политикой.

В картине восстановлена вся хронология борьбы кружка непризнанных бунтарей. Например, скандал с появлением «Олимпии» Мане в Салоне, где возмущенная публика пыталась проткнуть картину зонтами. Критики устроили Мане травлю, которую он очень тяжело переносил.

Фильм прекрасно рассказывает о грандиозном крахе первой выставки «импрессионистов», с таким трудом организованной при участии легендарного фотографа Надара. Именно он предоставляет группе художников свое помещение, не побоявшись общественного порицания за поддержку «отверженных».

Но самое важное, чего не увидишь и не почувствуешь на лекции, — это атмосфера времени, прекрасно раскрытые в фильме отношения между Эдуардом Мане и Эдгаром Дега, дружба Огюста Ренуара и Клода Моне, обособленность Поля Сезанна – будущего родоначальника постимпрессионизма. Зритель будто лично знакомится с каждым в отдельности, наблюдая характеры художников.

Острое нежелание признавать общность под названием «импрессионизм», поиски собственного стиля, споры и соглашения гармонично сложены в сериале единое целое.

Неописуемое наслаждение – наблюдать, как в ходе рассказываемой истории появляются давно знакомые или особенно любимые полотна. Будто присутствуешь там, за спиной Мане, Дега, Ренуара, Моне или Сезанна.

Рассказ истории ведется от лица Клода Моне, пережившего всех своих друзей и признанного праотцом импрессионизма.

Герои следующего фильма нашей подборки уже будут обращаться как к великому маэстро к Ренуару. Это представители иных, новых течений – экспрессионизма, кубизма.

Век XX. Франция

«Модильяни», 2004

О чем: романтическое, безмерно чувственное, столь же трагическое и достаточно биографичное кино об итальянском художнике Амедео Модильяни. О самой величайшей любви в истории искусства. Но ценно оно не только тем, что отлично раскрывает образ столь рано ушедшего мастера.

Фильм окунает нас в самую гущу богемного Парижа 1919 года, в центр шумной жизни Монмартра. Здесь за одним столом легендарного сегодня кафе «Ротонда» оказываются все ярчайшие представители мира творцов: уже признанный в то время Пабло Пикассо, Диего Ривера, Жан Кокто, Хаим Сутин, Морис Утрилло и неисправимый мятущийся бунтарь Амедео Модильяни.

Правда, Модильяни и Пикассо никогда не сходятся за столом для поднятия дружеского тоста. Их отношения строятся на взаимной, страстной вражде, зависти, но одновременно признании таланта друг друга. И если Модильяни и поднимает тост, то у Пикассо в этот момент искрятся глаза, а лицо непременно искривляется в гримасе.

Почему стоит смотреть:

Этот фильм – картина той сложной эпохи, раздираемой общественно-политическими противоречиями и так непосредственно сказывающейся на творчестве тех, кто тоньше всех чувствует и отражает социальные явления – художниках. Он о взаимоотношениях между ними, о личностях и их собственном пути. Об условиях, в которых каждый борется за свою лавровую ветвь, уже традиционно пробираясь сквозь терновник.

Век XX-XXI

Современное искусство. Такое разное, зачастую абсолютно не понятное, но одновременно влекущее. Оно не существует без зрителя, без его соавторства. Одним из глобальных открытий ХХ века в искусстве стал перформанс. Поэтому следующее наше кино – о нем.

«Марина Абрамович: в присутствии художника», 2012

О чем: это документальное кино об основном первопроходце в жанре перформанс – Марине Абрамович. Как о ее собственном нелегком пути, так и о становлении этой категории искусства в целом. Рассказ ведется от первого лица – самой художницы.

Почему стоит смотреть:

Перформанс возник в 60-х годах в качестве протеста живописи. На протяжении многих лет художнице придется отвечать на вопрос: «Почему это искусство?». Фильм же дает прекрасный развернутый ответ. Даже если вы не полюбите перформанс, вы точно научитесь его понимать.

Фильм объясняет саму идею этого искусства, раскрывает способы ее донесения, повествует об истории появления, сложностях реализации, принятии обществом. Вы узнаете о самых значительных, сложных, безусловно идейных и провокативных экспериментах художницы, которая по праву зовется «бабушкой мирового перформанса».

Все действие фильма – это подготовка Марины к своей ретроспективной выставке в Музее современного искусства в Нью-Йорке, которая станет крупнейшим перформансом в истории. Попутно художница рассказывает о своей жизни – детстве, семье, замужестве и собственно себе.

Марина – наша современница. Несмотря на ее года, она до сих пор собирает огромные очереди в лучшие мировые музеи современного искусства. Поэтому ее особенно интересно слушать.

Читайте также
.