1. Стиль жизни

Среди номинантов на «Золотой глобус» не было ни одной женщины, но мы назовем по крайней мере семерых, кто его достоин

05.01.2020

В декабре объявили номинантов на «Золотой глобус», а на награждении 6 января выяснилось, что среди номинированных режиссеров нет ни одной женщины. 

Специалисты в киноиндустрии утверждают: в этом году количество женщин, снимающих кино, действительно увеличилось. Впервые за долгое время. Если взглянуть на списки «100 лучших фильмов-2019», то около 12% имен окажутся женскими. Отборщики «Золотого Глобуса-2020» парируют: «Мы выбираем не пол, а талант». В этом году самыми талантливыми, если судить по списку номинантов, стали режиссеры Пон Чжун Хо («Паразиты»), Сэм Мендес («1917»), Тодд Филлипс («Джокер»), Мартин Скорсезе («Ирландец»), Квентин Тарантино («Однажды в… Голливуде»). В 2018-ом году на «Золотом глобусе», объявляя претендентов на лучшую режиссуру, Натали Портман сказала: «А вот и все номинанты-мужчины». С тех пор ситуация не изменилась. Хотя в этом году как минимум 7 женщин могли претендовать на награду.

Грета Гервиг/Фильм «Маленькие женщины»

Собственно, в рамках сложившейся ситуации, американке не на что жаловаться. Ее предыдущий фильм, режиссерский дебют «Леди Берд», получил «Золотой глобус» в 2018 году, а также удостоился номинации на «Оскар», тем самым сделав Грету пятой женщиной, когда-либо номинированной на эту премию за режиссуру. Да Гервиг и не жалуется. Историю с «Маленькими женщинами» она прокомментировала так: «Ничего страшного. Главное, с каждым годом все больше женщин снимают кино».

А вот исполнительница главной роли в картине, Сирша Ронан, заступилась за Грету, когда получала премию Голливудской ассоциации иностранной прессы: «Моя работа в фильме принадлежит Грете так же, как и мне, и я разделяю это признание с ней целиком и полностью». Номинацию на «Золотой глобус» в этом году Сирша тоже получила. Посмотрим, что она скажет со сцены, если возьмет награду. «Маленькие женщины» - это восьмая экранизация одноимённого романа Луизы Мэй Олкотт, рассказывающая о взрослении сестёр Марч, живущих в 1860-х годах в США. В картине также снялись Эмма Уотсон, Лора Дерн, Мерил Стрип и Тимоти Шаламе. В российский прокат лента выйдет 20 января 2020 года.

Селин Сьямма/Фильм «Портрет девушки в огне»

Любовная драма француженки получила приз за лучший сценарий в Каннах и признание критиков. В октябре она вышла в российский прокат. Сама Селин – основательница движения «50/50×2020», одной из задач которого является усиление гендерного равенства как на Каннском фестивале, так и во французской киноиндустрии в целом.

В 2019 году из 21 картины, вошедшей в фестивальную программу, 4 было снято женщинами, включая ее работу. Фильм рассказывает об отношениях художницы Марианны и девушки Элоизы, чей портрет она должна написать.  Как комментирует Сьямма: «Во второй половине 18-го века женщин-художниц было намного больше, чем мы думаем, у них была карьера, особенно благодаря моде на портреты. Многие их работы находятся в коллекциях крупных музеев. Но они не вошли в историю. Когда я обнаружила работы этих забытых художниц, я испытала волнение и печаль. Не только из-за осознания того, как история искусства сделала их невидимыми, но и из-за последствий: когда я смотрю на эти изображения, они беспокоят меня и волнуют превыше всего, потому что они пропали из моей жизни».

Кажется, эта цитата могла бы прозвучать и на церемониях вручения нынешних кинопремий.

Лулу Ванг/Фильм «Прощание»

Китаянка Ванг (живущая и работающая в США) написала сценарий, основываясь на фактах из собственной биографии. По сюжету бабушка главной героини серьезно больна, но родственники оберегают ее от страшной новости и скрывают информацию. А чтобы вся семья успела с ней попрощаться, бабуле сообщают, что внук играет свадьбу, на которую съезжаются близкие.

Режиссер признается: не ожидала, что ее личная история вызовет такой отклик у зрителей. Вероятно, причина в том, что многим знакомо это чувство поиска дома и своей семьи. Когда балансируешь между двумя мирами (в данном случае это американская и китайская культура, но можно подставить любую национальность) и понимаешь, что полное погружение в один означает, что другим необходимо пожертвовать.

Лорин Скафария/Фильм «Стриптизерши»

Скафария сняла одну из самых обсуждаемых картин минувшей осени. Обсуждали ее, конечно, отчасти потому, что главную роль там сыграла Дженнифер Лопес и ее мастерство танцев у шеста в 50 лет получило восторженные оценки. Но и сам сюжет ленты любопытен: любимые танцовщицы состоятельных клиентов с Уолл-стрит теряют гонорары после кризиса 2008 года и придумывают новые способы заработать. 

«Это невыдуманная история, - говорит режиссер. – И она может существовать только с женщинами в главных ролях. Для меня сценарий стал более органичным в теме «равноправие», чем все те, которые я получала раньше».

Дженнифер Лопез добавляет: «История мне понравилась с первой страницы. Но даже если отбросить ее в сторону, я увидела, какая собирается женская команда: продюсеры, режиссер, автор сценария, редактор, актрисы. Представляете? Я решила, что в любом случае получится что-то невероятное».

Оливия Уайлд/Фильм «Образование»

Актриса получила известность, сыграв в сериале «Доктор Хаус», затем снималась в картинах «Трон: Наследие», «Гонка», «Три дня на побег», «Любите Куперов» и многих других. И в этом году сменила амплуа на режиссерское. «Мне 35 лет, и это моя первая работа, которая не зависела от моей внешности», - смеется она. Ее дебют – история двух старшеклассниц-отличниц, решивших на выпускной вечеринке наверстать упущенное за годы учебы веселье.

Уайлд долго не осмеливалась браться за режиссуру, переживая из-за отсутствия должного образования. Но потом поняла: 15 лет работы на съемочной площадке и есть ее образование. Причем опыт, полученный на успешных картинах и провальных, ценен одинаково. И кажется, не ошиблась. Как говорит сама Оливия: «Для того, чтобы как можно больше женщин решались сесть в режиссерское кресло, нужно чтобы как можно больше людей в индустрии не боялись рисковать и открывать новые таланты. Чтобы верили в их мастерство и страсть независимо от того, что написано в резюме. Мне повезло, я встретила тех, кто в меня поверил». Режиссерский дебют Уайлд получил высокие оценки от зрителей и критиков.

Мэриэль Хеллер/Фильм «Прекрасный день по соседству»

Дебют Хеллер 2015 года «Дневник девочки-подростка» вызвал восторженные отзывы и получил высокие оценки на киносайтах. Картина 2018 года «Сможете ли вы меня простить?» заслужила три номинации на «Оскар». Премьера «Прекрасный день по соседству» с Томом Хэнксом в главной роли (в России картина в прокат выйдет в феврале) уже также заработала большинство положительных отзывов и звание претендента на престижную премию. Хэнкс сыграл телеведущего Фреда Роджерса, о котором циничный журналист Том Джунод собирается написать материал.

 

- Я не выбираю проекты, основываясь на мысли, насколько это выгодно для карьеры, - рассуждает Хеллер. – Я ищу вдохновение. И чувствую некоторую ответственность, будучи одной из немногих женщин-режиссеров, которым предоставляются возможности. Из-за этого порой мне хочется взяться за большую франшизу, потому что хочу показать, на что женщины способны.

Альма Харель/Фильм «Лапочка»

Название фильма – детское прозвище актера Шайи Лабафа, который и написал сценарий ленты. Сделал он это после сеансов психотерапии, предписанных ему после очередного пребывания в тюрьме за хулиганские выходки. Благодаря специалисту Шайя наконец заговорил о детских травматичных отношениях с отцом-алкоголиком. Актер записывал свои воспоминания и в итоге они сложились в сценарий. Сам же он своего отца и сыграл.

Экранизировала эту историю Альма Харель, ранее известная музыкальными клипами и документальными фильмами. Именно на съемках документалки «LoveTrue» в 2016 году они впервые и сотрудничали с Лабафом – он был исполнительным продюсером. И именно Альма оказалась основным адресатом писем от Шайи, он рассказывал, как прорабатывал свою детскую боль. Харель вспоминает: «Почти никто с ним не общался в тот период, все как будто махнули на него рукой. Я же действительно беспокоилась о том, что с ним происходит. И он держал меня в курсе. Подсознательно я чувствовала, что он нуждается в моей опеке, чтобы я вела его. Каждый день на съемочной площадке мы вдыхали боль и выдыхали любовь».

На фестивале в Сандэнсе картина была отмечена специальным призом жюри.  

Читайте также