1. Стиль жизни

Женщины платят за косметику больше мужчин – и виной всему «розовый налог»: узнали, реально ли это изменить

23.11.2021

Покупали ли вы когда-нибудь мужской продукт, потому что он оказывался дешевле? Может быть какую-то мелочь, вроде бритвы, пены для бритья или носков? Огромное количество женщин по всему миру так и поступают, ведь в конечном итоге продукты оказываются абсолютно одинаковыми или идентичными, но женская версия почему-то всегда чуть дороже. Все дело в «розовом налоге» – и вы тоже с ним сталкивались.  

Бренд Clinique представил два средства: для мужчин и для женщин. Женское Superdefense Gel SPF 40 борется с первыми признаками старения. Мужское называется Super Energizer и обещает подарить энергию. При детальном рассмотрении выяснилось, что составы кремов одинаковые, хотя при этом мужской стоит немного меньше и имеет больший объем. Это и есть классический пример «розового налога» — маркетологи и производители продуктов сегментируют рынок, продавая мужчинам и женщинам похожие товары по разной цене. Так что «розовый налог» — это, конечно, не налог в прямом смысле слова. Это система несправедливого ценообразования на товары и услуги, которая обходится женщинам примерно в 1300 долларов в год – столько мы можем переплачивать за продукты, которые для мужчин доступнее.

Казалось бы, в чем проблема, если можно просто прекратить покупать более дорогую продукцию. Дело в том, что «розовый налог» не всегда можно заметить. Если цены на бритвы и носки сравнить легко, то цену на увлажняющий крем или джинсы – уже сложнее, да и кому это придет в голову? Например, знали ли вы, что средняя цена женских джинсов – 62 доллара, в то время как мужские в том же сегменте стоят 57 долларов. 

«Розовым налогом» может облагаться что угодно – от детских игрушек (по статистике, мальчишеские игрушки стоят на 2-15% дешевле) до канцтоваров. Представьте себе, что фирма Bic выпустила «женскую» шариковую ручку – розовую. Кроме цвета и стоимости она ничем не отличалась от обычной.

Цена женского шампуня может быть на 48% выше мужского с таким же составом, из того же ценового сегмента. Отличаться они будут только ароматами. Если учитывать все категории товаров, то в среднем женщины платят за похожие продукты на 7-15% больше, чем мужчины. 
 

Почему так происходит? Ответ лежит на поверхности: женщины готовы платить больше. Реклама, инфлюенсеры, навязанные стандарты медиа заставляют нас находиться в состоянии постоянного поиска лучших продуктов. Общество приучило женщин к тому, что им нужно прилагать больше усилий, чтобы соответствовать принятым стандартам, а значит и платить за это. 

Есть здесь и психологический фактор. Стоит производителю добавить пометку, что продукт был создан «специально для женщин», за него будут готовы отдать большие деньги: значит изготовлен со знанием дела, значит точно сработает. Подобные заявления никак законодательно не регулируются, то есть производитель может декларировать в рекламе практически что угодно. Получается, женщины сами голосуют кошельком, порой неосознанно, за подобное разделение.  

Маркетинг, нацеленный на женщин, часто обещает нам одобрение: мужчин, коллег, внутреннее удовлетворение. Нам говорят: «Ты этого достойна», и мы готовы заплатить на несколько процентов больше, чтобы действительно быть достойной. «Розовый налог», по сути, держится на патриархальных убеждениях, что женщине необходимо продлить молодость, удержать красоту, найти мужчину, избавиться от пор и морщин. Мужчины, в большинстве своем, к таким призывам равнодушны, а значит и заставить их платить больше за крем гораздо сложнее. Главные потребители моды – тоже женщины, и заработать на них можно больше. Хотя многие ритейлеры утверждают, что на производство женской одежды и аксессуаров уходит гораздо больше труда и материала – собственно, поэтому женское стоит дороже. 

Более того, если от туфель или банки крема мы можем отказаться, то есть ряд продуктов, которые необходимы, – индивидуальные гигиенические средства. Однако в Америке (33 штата) и ряде европейских стран тампоны официально облагают налогом с продаж, а это значит, что их цена завышена. В 2015 году исследования в Шотландии показали, что 45% девушек использовали газеты, носки и туалетную бумагу, чтобы заменить прокладки и тампоны просто потому, что не могли себе их позволить. 

Феминистки активно борются с «розовым налогом», однако успехи пока не прорывные. Хотя в октябре 2020 года в штате Нью-Йорк «розовый налог» объявили нелегальным, а это значит, что там теперь нельзя устанавливать разные цены на одинаковые продукты для мужчин и женщин. Это значительный шаг вперед, но в целом динамика все еще сохраняется.

Бороться с «розовым налогом» не так-то просто. Да, можно стараться обращать больше внимания на гендерно-нейтральные или даже на мужские продукты. Но мужской дезодорант и мужские джинсы – это все же не для всех. Поэтому пока активисты рекомендуют просто придавать огласке случаи «розового налога», которые вы встречаете, выражая надежду, что рано или поздно общество потребления от него уйдет.

Читайте также