Покупали ли вы когда-нибудь мужской продукт, потому что он оказывался дешевле? Может быть какую-то мелочь, вроде бритвы, пены для бритья или носков? Огромное количество женщин по всему миру так и поступают, ведь в конечном итоге продукты оказываются абсолютно одинаковыми или идентичными, но женская версия почему-то всегда чуть дороже. Все дело в «розовом налоге» – и вы тоже с ним сталкивались.
Бренд Clinique представил два средства: для мужчин и для женщин. Женское Superdefense Gel SPF 40 борется с первыми признаками старения. Мужское называется Super Energizer и обещает подарить энергию. При детальном рассмотрении выяснилось, что составы кремов одинаковые, хотя при этом мужской стоит немного меньше и имеет больший объем. Это и есть классический пример «розового налога» — маркетологи и производители продуктов сегментируют рынок, продавая мужчинам и женщинам похожие товары по разной цене. Так что «розовый налог» — это, конечно, не налог в прямом смысле слова. Это система несправедливого ценообразования на товары и услуги, которая обходится женщинам примерно в 1300 долларов в год – столько мы можем переплачивать за продукты, которые для мужчин доступнее.
Казалось бы, в чем проблема, если можно просто прекратить покупать более дорогую продукцию. Дело в том, что «розовый налог» не всегда можно заметить. Если цены на бритвы и носки сравнить легко, то цену на увлажняющий крем или джинсы – уже сложнее, да и кому это придет в голову? Например, знали ли вы, что средняя цена женских джинсов – 62 доллара, в то время как мужские в том же сегменте стоят 57 долларов.
«Розовым налогом» может облагаться что угодно – от детских игрушек (по статистике, мальчишеские игрушки стоят на 2-15% дешевле) до канцтоваров. Представьте себе, что фирма Bic выпустила «женскую» шариковую ручку – розовую. Кроме цвета и стоимости она ничем не отличалась от обычной.
Почему так происходит? Ответ лежит на поверхности: женщины готовы платить больше. Реклама, инфлюенсеры, навязанные стандарты медиа заставляют нас находиться в состоянии постоянного поиска лучших продуктов. Общество приучило женщин к тому, что им нужно прилагать больше усилий, чтобы соответствовать принятым стандартам, а значит и платить за это.
Есть здесь и психологический фактор. Стоит производителю добавить пометку, что продукт был создан «специально для женщин», за него будут готовы отдать большие деньги: значит изготовлен со знанием дела, значит точно сработает. Подобные заявления никак законодательно не регулируются, то есть производитель может декларировать в рекламе практически что угодно. Получается, женщины сами голосуют кошельком, порой неосознанно, за подобное разделение.
Маркетинг, нацеленный на женщин, часто обещает нам одобрение: мужчин, коллег, внутреннее удовлетворение. Нам говорят: «Ты этого достойна», и мы готовы заплатить на несколько процентов больше, чтобы действительно быть достойной. «Розовый налог», по сути, держится на патриархальных убеждениях, что женщине необходимо продлить молодость, удержать красоту, найти мужчину, избавиться от пор и морщин. Мужчины, в большинстве своем, к таким призывам равнодушны, а значит и заставить их платить больше за крем гораздо сложнее. Главные потребители моды – тоже женщины, и заработать на них можно больше. Хотя многие ритейлеры утверждают, что на производство женской одежды и аксессуаров уходит гораздо больше труда и материала – собственно, поэтому женское стоит дороже.
Более того, если от туфель или банки крема мы можем отказаться, то есть ряд продуктов, которые необходимы, – индивидуальные гигиенические средства. Однако в Америке (33 штата) и ряде европейских стран тампоны официально облагают налогом с продаж, а это значит, что их цена завышена. В 2015 году исследования в Шотландии показали, что 45% девушек использовали газеты, носки и туалетную бумагу, чтобы заменить прокладки и тампоны просто потому, что не могли себе их позволить.
Феминистки активно борются с «розовым налогом», однако успехи пока не прорывные. Хотя в октябре 2020 года в штате Нью-Йорк «розовый налог» объявили нелегальным, а это значит, что там теперь нельзя устанавливать разные цены на одинаковые продукты для мужчин и женщин. Это значительный шаг вперед, но в целом динамика все еще сохраняется.
Бороться с «розовым налогом» не так-то просто. Да, можно стараться обращать больше внимания на гендерно-нейтральные или даже на мужские продукты. Но мужской дезодорант и мужские джинсы – это все же не для всех. Поэтому пока активисты рекомендуют просто придавать огласке случаи «розового налога», которые вы встречаете, выражая надежду, что рано или поздно общество потребления от него уйдет.