1. Здоровье
  2. Психология

Открой во мне талант

13.02.2018

Колумнист BeautyHack  Ольга Белоусовапро удивительную способность каждого ребенка, которую нужно только увидеть, прочувствовать и позволить ей течь и развиваться.

Ребенок приходит в этот мир как чистый лист. Социально чистый лист. Мы же с вами многое знаем про генетику и перинатальное развитие малыша, которые есть фундамент будущей личности. 

Мама с папой смотрят на него, ловят каждый взмах ручкой, каждый звук и начинают фантазировать: кем бы ты мог стать, солнышко? Предположений масса: от нереализованных родительских мечтаний до стремления кого-то из членов семьи придумать что-нибудь эдакое и желательно вопреки. Многое зависит от благосостояния семьи, занятости родителей, а также от их желания «померяться» успехами своих детей с друзьями. 

Наверное, всем известно, как выглядят дети с абсолютно расфокусированным вниманием, перескакивающим с одного занятия на другое без возможности зафиксировать свою деятельность и довести ее до логического конца. И родители, глядя на них, жалуются, что ребенок настолько активен, настолько неусидчив, что, кажется, его нужно отдать на очередную секцию, чтобы он уставал и у него не хватало сил носиться по дому «сломя голову». Клин клином, так сказать. Только не учитывается несколько важных факторов:

- во-первых, нервная система такого ребенка «заряжена», возбуждена и именно поэтому ему так сложно удержать свое внимание на соответствующую его возрасту продолжительность времени;

- во-вторых, ввиду частой и разнообразной смены занятий, порог возникновения интереса к чему-либо со временем возрастает. В таком случае, ребенка очень сложно заинтересовать обучающими занятиями; часто приходится проводить их с особой подачей, распределением времени и позитивным подкреплением;

- в-третьих, крайне редко ребенок может достигнуть высокого уровня развития навыков, получаемых на одновременно нескольких кружках и секциях. В целом, этот пункт нельзя назвать однозначно негативным. Очень удобно для дальнейшей жизни обладать многими навыками, но сегодня мы про талант. Про искру. Про удивительную способность каждого ребенка, которую нужно только увидеть, прочувствовать и позволить ей течь и развиваться.

Наверное, никто кроме нас самих, не может узнать, каков он на самом деле. Несомненно, обратную связь нам могут давать окружающие. Но что касается деток, то в начале своей жизни они в общем-то себя видят только через призму взгляда родителя. Здесь кроется тонкий момент: как не спроецировать лишнего на своего малыша, как оставить его максимально близким к самому себе? Ответ вполне классический: достаточно хорошо ощущающий себя и свои границы родитель даст ребенку такое же представление о самом себе. 

Также важно предоставлять варианты выбора, хвалить за смелость (пусть выбранное в конечном итоге не было продуктивным) и давать адекватную обратную связь: «Ты молодец, что осмелился принять такое решение, и все же надевать резиновые сапоги в мороз лучше не стоит» (и объяснить, почему, не используя вариант угрозы заболеть).

Многие современные дети и вовсе не понимают, чего хотят. Их органы восприятия, их фантазия и потребности в большинстве своем переудовлетворены, пресыщены; им трудно ощутить свои желания еще и от переизбытка информации. Мир хаотичен, и сейчас важно учиться отделять зерна от плевел. Ощутите, как, должно быть, тяжело сейчас детям формировать свою индивидуальность в условиях эпохи потребления. 

Поэтому учите своих детей ощущать внутренний отклик на поступающую информацию. Учите задавать их себе вопросы из разряда: хочу ли я сейчас это смотреть/делать/знать? Объясните, что у них есть выбор: делать это или нет. Также не забудьте напомнить, что обстоятельства могут сложиться по-разному. Что информация, ранее казавшаяся ненужной, может хорошо пригодиться в будущем. Поэтому поясните важность прогнозирования действий, обстоятельств и возможного результата. 

Учите ребенка принимать свои ошибки. Прочувствуйте, как слово «ошибка» трансформируется в слово «опыт». И, если ничего другого не придумается, то не отказывайте себе, используйте метафору про «лимоны и лимонад». Поверьте в это, прежде всего, сами.

Посмотрите на своего ребенка как бы со стороны, без ожиданий и требований. Что его увлекает? Какой он, когда поглощен чем-то? Рассмотрите его мимику, жесты, внимательно послушайте его, когда он рассказывает о своих впечатлениях от игр, мультфильмов, книг, общения с друзьями. Уделите внимание каждой мелкой детали в процессе слушания. И вы увидите, вам захочется, чтобы ваш ребенок был таким воодушевленным как можно чаще. 

И если уж говорить о развитии истинных талантов, то оно всегда, как правило, происходит очень естественно. В таких случаях никто из членов семьи не сидит вечером на кухне и не придумывает, чем бы заняться его ребенку в свободное время. Так что ваша задача номер один – увидеть. Вторая – не мешать. А остальное маленький человечек сделает сам.

Текст: Ольга Белоусова
 
Читайте также
.