1. Здоровье
  2. Психология

Капризы или диагноз: как понять, что ребенка нужно отвести к психологу

06.04.2024

Иногда дети удивляют своим поведением и быстрой сменой эмоций. В период активного роста и развития ребенок может вести себя необычно и начать совершать те поступки, которые ему несвойственны. Что является нормой в детском поведении и как отследить тревожные «‎звоночки»‎ узнали у Эльвиры Гринберг – создателя уникальной авторской методики образования для дошкольников и школьников, эксперта в сфере бизнеса в образовании, педагога с высшим образованием, руководителя международного образовательного центра, члена жюри Национальной бизнес премии: Креативные индустрии National Business Award, создателя международной образовательной онлайн-платформы «KnowledgeJets» для школьников.

Эльвира Гринберг
Эльвира Гринберг
Эксперт в области EdTech (Educational Technology) и применении цифровых технологий в обучении, педагог с высшим образование, создатель международной образовательной онлайн-платформы «KnowledgeJets» с использованием искусственного интеллекта

Гиперактивность – возрастной феномен или болезнь?

Гиперактивность у детей может быть как особенностью возраста, так и признаком более глубоких проблем, таких как расстройство дефицита внимания и гиперактивности (РДВ/ADHD). Различать эти два аспекта важно для определения лучших подходов к воспитанию и обучению ребенка.

  • Возрастной феномен: в некоторых случаях, повышенная активность может быть связана с естественным этапом развития ребенка. Дети, особенно в дошкольном возрасте, часто проявляют высокий уровень энергии и имеют ограниченную способность сосредотачиваться на одной задаче в течение длительного времени.
  • РДВ/ADHD: если гиперактивность сопровождается трудностями с концентрацией внимания, импульсивностью и значительно влияет на учебные способности, социальное взаимодействие и повседневную жизнь ребенка, это может быть признаком РДВ/ADHD. Расстройство может проявляться в разном периоде, но чаще всего диагностируется в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Гиперактивность может появиться по разным причинам, в том числе из-за генетических факторов, воздействия внешней среды, проблем во время беременности или родов. Некоторые исследования указывают на связь между РДВ/ADHD и определенными биохимическими процессами в мозге, а также структурными особенностями нервной системы.

Как справляться с гиперактивностью?

Для того, чтобы справиться с гиперактивностью ребенка, необходим комплексный подход.

1. Рутина и структура: установление четкого распорядка дня помогает детям с гиперактивностью чувствовать себя более уверенно и спокойно.
2. Физическая активность: регулярные занятия спортом или другие формы физической активности могут помочь управлять избытком энергии.
3. Техники релаксации: методы релаксации, такие как дыхательные упражнения или йога для детей, могут помочь снизить уровень стресса и улучшить концентрацию внимания.
4. Организация пространства для занятий: обеспечение спокойного и организованного пространства для выполнения домашних заданий и учебы может помочь улучшить концентрацию.
5. Позитивное подкрепление: поощрение и награждение за хорошее поведение может стимулировать ребенка продолжать проявлять это поведение в будущем.
6. Консультация со специалистом: если вы подозреваете, что гиперактивность вашего ребенка может быть связана с РДВ/ADHD или другими психологическими проблемами, обратитесь к педиатру или детскому психологу. Они могут порекомендовать дальнейшие шаги, которые могут включать оценку специалиста по РДВ/ADHD, советы по поведенческим стратегиям или, в некоторых случаях, медикаментозное лечение.

Управление гиперактивностью требует индивидуального подхода, учитывающего уникальные потребности каждого ребенка и его семьи. Не стесняйтесь обращаться за помощью и поддержкой. Важно поддерживать открытый диалог с учителями и специалистами, чтобы обеспечить наилучшую поддержку для ребенка.

Каждый ребенок уникален и гиперактивность может быть вызвана самыми разнообразными факторами. Если у вас есть вопросы или беспокойства относительно вашего ребенка, лучше всего обсудить это с врачом или специалистом по детскому развитию. Справиться с гиперактивностью ребенка может стать вызовом, но важно помнить, что есть решения и поддержка, доступные для семей. Вместе с правильным подходом и пониманием можно обеспечить оптимальное развитие и благополучие вашего ребенка. 

Родители могут создать структурированную и поддерживающую среду для ребенка, включая регулярные режимы дня, здоровое питание и физическую активность. Важно также находить время для положительного взаимодействия и поддержки, чтобы ребенок чувствовал себя любимым и понятым.

Как в процессе учебы поддержать ментальное здоровье ребенка 

Ваш ребенок проводит в школе большую часть дня, и это место, где он не только учится новому, но и сталкивается с различными эмоциональными вызовами. Поддержать ментальное здоровье ребенка в этот период — задача не из легких, но вполне выполнимых. Главная задача — превратить учебу в источник радости, а не стресса.

В процессе обучения детей могут ожидать различные сложности, которые не так легко преодолеть. Одной из главных трудностей может быть недостаток мотивации и интереса к учебе: ребенок сталкивается с проблемами в усвоении материала или испытывает стресс из-за учебной нагрузки.

Другим препятствием является социальное давление и конкуренция, особенно в периоды экзаменов. Это может вызывать у ребенка тревогу и неуверенность в собственных способностях.

Также могут возникать проблемы с концентрацией и вниманием, особенно у детей с расстройством дефицита внимания и гиперактивности, что значительно затрудняет процесс учебы и снижает успеваемость.

Пути к гармонии в учебе и жизни:

1. Игра и отдых наравне с учебой: вместо того, чтобы дома продолжать марафон заданий, уделите время совместным играм или прогулкам — это отличный способ снять учебное напряжение.
2. Открытый диалог: задавайте ребенку вопросы о его переживаниях и эмоциях, связанных со школой — так вы откроете секретную дверь в его внутренний мир.
3. Учимся не теряться среди штормов: простые упражнения на дыхание или медитации могут стать якорем стабильности в море школьных треволнений.
4. Похвала за старание, а не за оценку: отмечайте усилия вашего ребенка, так он будет знать, что его ценят за труд, а не только за результат.
5. Если учеба дается с трудом: иногда чтобы разгадать тайный код математики или английского, нужна помощь репетитора. Это не признак слабости, а инструмент для достижения успеха.
6. В команде с учителями: регулярное общение с педагогами дает вам карту того, где у ребенка все хорошо, а где ему нужна поддержка.

Секрет поддержки ментального здоровья ребенка в учебе — это любовь, понимание и терпение. Иногда достаточно просто быть рядом и напомнить, что несмотря на все учебные бури, дома его всегда ждет гавань спокойствия и безопасности.

Как отличить капризы от диагноза 

Важно обращать внимание на ряд факторов, чтобы понять, что происходит с вашим ребенком.

Учитывайте частоту и продолжительность поведенческих проявлений. Капризы обычно носят краткосрочный и обусловленный характер, тогда как диагноз или отклонение проявляются более постоянно и систематично.

Обратите внимание на контекст поведения. Если поведение ребенка сопровождается значительными изменениями в образе жизни, стрессом или проблемами в семье, то это может стать причиной капризов. Однако если поведение сохраняется независимо от обстоятельств или существенно влияет на повседневную жизнь, то, возможно, так проявляются отклонения.

Учитывайте возрастные особенности и нормы развития. Некоторые поведенческие проявления могут быть типичными для определенных возрастных групп и не обязательно свидетельствовать о серьезных проблемах.

То, что вам точно поможет определить, является ли поведение отклонением или нет, — это ваша интуиция и внимание к потребностям и эмоциональному состоянию ребенка. Если вы ощущаете, что что-то не так, или если поведение ребенка вызывает беспокойство, обратитесь за помощью к специалистам — педиатру, психологу или психиатру. Вместе вы сможете выявить и понять истинные причины поведения и предоставить необходимую поддержку и помощь.

В каком возрасте ребенок особенно уязвим

Переходный возраст — это настоящая буря эмоций и перемен. С 9 до 14 лет ребенок является наиболее уязвимым. Он вступает в мир подросткового возраста, где физическое, эмоциональное и социальное изменения искусно переплетаются.

В этот период поддержка и понимание со стороны родителей — как вода в пустыне. Вопросы самоидентификации, друзей, учебы и собственной внешности могут превратиться в настоящие испытания для подростка. Будьте уверены, что ваше присутствие и внимание — истинное спасение в таком случае.

Не забывайте о здоровье вашего подростка, как физическом, так и психическом. Регулярное питание, физическая активность и хороший сон — залог успешного прохождения этого непростого времени.

Самое главное, что от вас требуется — это дарить ребенку любовь и поддержку. Ваши слова и улыбки — лучшие средства, чтобы подросток почувствовал себя всегда уверенно. Помогая ему строить свою самооценку и чувство безопасности, вы дарите ему крылья для полета в будущее. И в этом проявляется истинная сила родительской любви.



Читайте также
.