Говорят, родители дважды переживают подростковый возраст: первый - свой, второй - детей. Справиться с этим без серьезных потерь даже один раз - уже почти подвиг, а уж когда дело касается тех, кто зависит от тебя, задача усложняется. Взрослые зачастую забывают себя в 13-17 лет, им кажется, что дети не уважают их, что им наплевать на старания и переживания семьи. В действительности происходит иное: мозг подростков формируется, гормоны бунтуют, самоидентификация только начинает проклевываться. Химические процессы в мозге побуждают его к гипертрофированной социализации. Он становится сверхчувствительным к влиянию своих сверстников.
Самое неприятное в этом - то, что ваше чадо усвоит в 11, может оказаться невостребованным в 14. И родителям трудно заранее адаптироваться к ожидающим их «американским горкам». Им не всегда легко сохранять связь, особенно на том этапе, когда ребенок захлопывает перед носом дверь своей комнаты. Как удержаться от ответной реакции? Об этом - в книге «Мы не понимаем друг друга» известного французского психотерапевта Изабель Филльозы. Она - мама двоих детей, ведущий специалист по позитивному воспитанию подростков, автор переведенных на многие языки бестселлеров по психологии и воспитанию.
Что делать, если ребенок прилип к своему смартфону?
Смартфон в наше время - средство для снятия стресса. Это как игрушка для взрослых. Когда их спрашивают, какой предмет они спасали бы в случае пожара, если бы могли взять
с собой только что-то одно, феноменальное количество людей всех возрастов выбирают сегодня свой мобильный телефон. Известно ли вам, что уже один вид телефона вызывает в мозге подростка всплеск нейромедиаторов радости, удовольствия и благополучия? Запреты и угрозы отобрать телефон могут лишь усугубить недоверие к взрослым и желание пользоваться мобильным для укрепления отношений с друзьями и подругами! Смартфон стал источником приятного ощущения, что подросток не одинок, что у него есть свой круг друзей.
Текстовые сообщения и социальные сети отвечают сильнейшему в этом возрасте желанию социализации. Подросток особенно привязан к своим приятелям. В его мире родители чувствуют себя лишними, что вызывает у них раздражение.
Решение:
- предложить подростку совместно поискать в интернете информацию о длине излучаемых волн, об их влиянии на мозг и тело, об электромагнитном загрязнении, синем свете, выделении телефоном тепла и его влиянии на органы, если его носить в кармане брюк
- договориться об условиях пользования телефоном, вместе разработать правила, которые соблюдаются всеми, включая родителей! Если подросток до такой степени заигрывается, что теряет связь даже со своими приятелями, можно с ним договориться об ограничении доступа к интернету - до тех пор, пока не уменьшится количество эндогенных опиоидов в его системе вознаграждения, и он сможет снова регулировать свое поведение. Необходимо ясно объяснить ему - так же, как и самим себе, - что речь идет не о наказании, а о совместно принятом решении об оказании ему помощи в том, чтобы избавиться от этой зависимости. Мы вместе, бок о бок, а не лицом к лицу.
- исходить из его страстей. Игра, которая его занимает, проходит в средневековом сеттинге? Тогда почему бы не предложить ему не просто экскурсию в средневековый замок, но участие летом в его реконструкции? Ключом могут послужить его интерес и исследовательская страсть. Привязка и еще раз привязка к конкретике, а также возможность обрести опыт, находиться в движении, осуществить нечто, позволяющее почувствовать, как выросла его собственная значимость. Можно также предложить некий встречный вызов: ты определяешься со временем, которое уделяешь телефону, а я перестаю торчать за компом, отвечая на письма/прекращаю есть шоколад/бросаю курить/посвящаю тебе свое время...
... готов делать все, что предлагают друзья?
Экспериментально доказано, что, оставшись одни, подростки столь же осторожны, как и взрослые, если не больше. Но в присутствии друзей и подруг это совсем другая история. Гиперчувствительность мозга к социальным сигналам искажает реальность, восприятие опасности отодвигается на второй план, понижается способность ее оценивать. Родительские запреты ничего не значат. Подросток с неудовлетворенной потребностью в общении и самостоятельности перестает воспринимать даже очевидную опасность.
Решение: вместо того чтобы обвинять подростков в том, что от них не зависит и связано в этом возрасте с незрелостью мозга, давайте направим наше внимание на их потребность в изучении окружающего мира и совместном труде, на желание преодолеть запреты. Невероятная энергия подростков находит выход в том, чтобы быть частью какого-то сообщества, возглавить его, собрать музыкальную группу, участвовать в акциях солидарности и т. д. Все подростки испытывают потребность в свободе и возможности реализовать свои творческие импульсы и таланты. Если они не могут обрести эту свободу, создав новый мир, вложившись в некий проект, им остается только нарушать запреты и ограничения, чтобы бросить вызов взрослым.
.... страдает от травли в соцсетях или сам ее устраивает?
Подростки рисуют на столах, разрисовывают стены. Они оставляют следы, они шокируют, они проверяют свою власть над миром... В прежние времена молодые люди звонили в дверь и прятались за углом. В эпоху телефонов они днями напролет забавлялись телефонными шутками. Однако новые цифровые средства связи усугубляют ситуацию. Ощущение безнаказанности, дистанция и сетевая анонимность побуждают их осмелиться говорить то, что они никогда бы не посмели высказать в лицо. Запретив себе проявлять стыд, страх, отчаяние из опасения уронить себя в глазах окружающих, некоторые сбрасывают напряжение в сети, выбирая жертву.
Вопреки представлениям подростка обмен мнениями в социальных сетях - отнюдь не интимное общение. Все, что проходит через интернет, является достоянием общественности. Первостепенное значение имеет безопасность, однако важно уважать и приватность.
Решение:
- установить правило: «Я никогда не буду читать твой дневник или СМС. Но то, что ты выкладываешь на фейсбуке, может прочесть любой, в том числе и я. То, что не могут видеть другие, я тоже не увижу, но то, что можно взломать или просто просмотреть, - другое дело. Нельзя доверять всем, кто может получить доступ к твоему профилю». Ваше присутствие на его аккаунтах снижает риски. Мама не шпионит и не читает всю переписку, но при необходимости он может сказать бестактным пользователям интернета: «Моя мама может видеть то, что вы выкладываете». Различные приложения позволяют возложить ответственность на подростка в отношении пользования соцсетями, вместо того чтобы это ему запрещать.
- развивать эмпатию. Когнитивная эмпатия, то есть способность поставить себя на место других людей зависит от развития медиальной префронтальной коры. Она увеличивается у девочек к 13 годам, а у мальчиков не раньше, чем к 15, и ее развитие завершается к 21 году. Эмоциональная эмпатия, то есть способность испытывать то, что чувствует другой человек, зависит от лимбического мозга. Из-за нарастающей выработки тестостерона она снижается у мальчиков в возрасте от 13 до 16 лет. Чем они более физически зрелые, тем ниже у них способность к эмпатии. К счастью, к концу подросткового возраста к мальчикам возвращается эмоциональная восприимчивость. У девочек на протяжении всего созревания способность к эмпатии остается стабильной, что не мешает им порой проявлять жестокость по отношению друг к другу. Мальчики в возрасте 15–18 лет, имеющие обыкновение говорить с отцом и чувствующие его поддержку, проявляют лучшие способности ставить себя на место другого человека, чем остальные.
- забрать подростка из колледжа, чтобы уберечь его от преследований, если ситуация складывается неблагоприятно. Это несправедливо, однако длящаяся травма может нанести ему серьезный вред в долгосрочной перспективе.
Травля или киберугрозы - не личная проблема того или другого человека, но социальное явление. Поэтому терапия должна быть социальной. Это не злой ребенок и его жертва. Это групповое явление, которое обращено то на одного, то на другого ребенка. Если в учебном заведении или микрорайоне динамически развивается отчуждение, у жертвы мало шансов из него выйти. Регулирование происходящего взрослыми меняет ситуацию в группе.
Обидчик должен иметь возможность выйти из своей роли без унижения. Жертве необходимо выражать свои чувства и быть услышанной другими. Пассивным свидетелям необходимо выражать свои сомнения и тревогу, страх, стыд и сочувствие. Всем нужно иметь возможность высказаться, чтобы выйти из этой неприятной ситуации.
Для того чтобы выразить себя, нужно безопасное пространство, где приветствуется каждое высказывание, позволяющее проявлять самые сокровенные чувства, в том числе стыд. Опыт показывает, что, если помочь им размышлять в свободной атмосфере, без осуждения и нотаций («Как по-вашему, что чувствует эта девушка?»), - они сразу скажут: «Она испытывает страх, стыд, гнев, презрение, желание мести, огромное одиночество...» То есть они осознают ситуацию и, проявив сочувствие, горько сожалеют о своих поступках. Опыт такой беседы каждый раз поражает взрослых, настолько нам трудно понять, что подростки не осознавали неблаговидность своего поступка.
... обещает и не выполняет?
Удерживаться от того, чтобы делать что-то запрещенное, подростку гораздо труднее, чем ребенку или взрослому. Ответственность - это компетенция префронтального мозга, которая подавляется послушанием. Подчиняться приказам (делать не задумываясь) полезно в экстренных случаях, но контрпродуктивно для развития ответственности.
Ощущение собственной ответственности, вместо требований подчинения, дает гарантию его внимания и заботы о безопасности.
Решение: мобилизуем его префронтальный мозг: если приятель предлагает тебе прокатиться на его скутере, как ты отреагируешь? У тебя есть десять вариантов... Важно побудить его найти хотя бы десять вариантов ответа, потому что первые, которые он предложит, - это, как правило, те, которые подросток предлагает, зная, что именно этого ждет от него родитель. Они не будут действенны. Он изложит их ради нас, а не потому, что сам так думает. Важно включать в рассмотрение опасные варианты, иначе подросток не обдумает их заранее и не сможет подготовиться к тому, чтобы их отклонить! Мы даем ему продумать максимальное число ответов, это важный процесс: мобилизация его префронтального мозга.
Главное - не спрашивать его, какое решение он в конечном итоге предпочтет, поскольку это сведет на нет всю нашу работу.
... никак не хочет вставать по утрам?
В возрасте от 12 до 14 лет происходит изменение ритма секреции мелатонина - гормона шишковидной железы (эпифиза), который отвечает за цикл бодрствования/сна. Естественное время засыпания подростка - от 23 до 1 часа ночи, при максимальном пороге секреции мелатонина, а пробуждение - между 9 и 10 часами, когда уровень кортизола (гормона стресса, адаптации), вызывающего пробуждение, начинает подниматься. Ученые называют эту тенденцию «задержкой фазы сна». У некоторых задержка фазы увеличивается, они не могут заснуть до 2–3 часов утра и даже позже и не просыпаются до 11. Это явление наблюдалось во всех культурах, даже тогда, когда не было телевизора и смартфона, а также у многих млекопитающих. Конечно, существует значительная индивидуальная вариативность, и некоторые люди более активны вечером, другие - утром. Тем не менее на шишковидную железу, а следовательно, и на выработку мелатонина влияет свет, особенно синий свет электронных гаджетов, а также уличное освещение, проникающее в комнату.
Решение: никаких гаджетов за час перед сном. Смартфон в режиме полета должен находиться на расстоянии более двух метров от головы. Вайфай на ночь выключен. Утром, после пробуждения, надо выпить стакан апельсинового сока (лучше сок из свежих фруктов и овощей!), чтобы повысить уровень сахара.