Редактор BeautyHack Наталия Капица поделилась личным опытом занятий в хореографической школе и рассказала, что ей дали 10 лет ежедневных занятий у станка.
В 6 лет меня отвели сразу на две линейки: в гимназию и балетную школу. Желание стать Майей Плисецкой (не меньше) было моим – никаких проекций и нереализованных амбиций родителей.
К этому возрасту я уже успела попробовать себя в роли «саломкоплетельщика», изготовителя мягких игрушек и скрипачки – то, что отношения с этим инструментом не задались, не могло не радовать все мое семейство, несмотря на прекрасное отношение к искусству.
В хореографическую школу меня отвела… соседка. Однажды мои «workingmama» и «workingpapa», растившие детей без группы поддержки из бабушек и дедушек, оставили меня с ней на пару часов. Идя с доброй и улыбчивой тетей Светой из магазина, я увидела объявление (спасибо брату, что научил меня читать в 4) о наборе в балетный класс. Сделав глаза, как у кота из «Шрека», попросила пойти домой через школу. Желание ребенка – закон. И вот миниатюрная Татьяна Михайловна с идеальной осанкой выносит вердикт: «Данных у девочки нет, но вы приходите, растянем!»
Седьмой лебедь в десятом ряду
Балетная школа – это 4 часа занятий каждый день, экзамены 2 раза в год и отчетный концерт в конце мая. Для ребенка, не обладающего природной растяжкой и выворотностью, это дополнительно еще несколько часов в неделю у станка, море слез и серьезная закалка характера.
Удивительно, но меня не нужно было загонять в балетный класс «из-под палки»: шла с большим удовольствием, представляя, как танцую солирующую партию в балете «Жизель», а мой «workingpapa» сидит в первом ряду с огромным букетом лилий. Примой я была только в мечтах. Да и «workingpapa» не ходил на мои концерты.
Помню, как во втором классе состоялось наше первое выступление на большой сцене. Номер назывался «Музыкальная шкатулка». Кукла, балерина, светская дама, милая цветочница, клоун…. Как вы думаете, какая из ролей досталась мне? Бинго: клоун! Красный рот, разрисованный помадой, был не самым страшным. В тот день я забыла чешки, и на сцену пришлось выйти в шерстяных носках. Следующие несколько лет я тихо переживала этот позор, ни слова не говоря родителям.
Шли годы. Я упорно занималась, уничтожая по две пары пуант в месяц, но большого прогресса не было: на каждом выступлении хореографической школы я танцевала седьмого лебедя в десятом ряду. Характер не позволял мне все бросить и сдаться: я трудилась как ломовая лошадь.
Эпилог
Когда я говорю, что окончила балетную школу, в 90% случаев вижу, как автоматически получаю 10 плюсов у своего собеседника. В его глазах появляется блеск, он ждет, что я вот-вот расскажу историю, как путем нечеловеческого труда и усилий стала знаменитой балериной и станцевала солирующую партию в Большом театре (кажется, так заканчиваются подобные истории?). Огорчу всех, кто ждал подобного финала.
Через 10 лет я получила аттестат об окончании хореографической школы искусств имени Г.Р. Ширмы и стала готовиться к поступлению в медицинский университет. А соло я все же станцевала….
Это был выпускной концерт. 16 человек исполняли номер «Репетиция» под «Шторм» гениальной Ванессы Мей. Конечно же, я была в последней линии (постоянство – признак мастерства).
Примерно на 30-й секунде увидела огромный букет лилий в первом ряду и знакомые, любимые глаза. Это был мой папа – самый главный и долгожданный зритель! В тот день я танцевала как богиня (почему-то уверена в этом), исправно тянув носок и держа спину.
3 минуты эйфории, и вот он поднимается на сцену с огромным букетом и несет его в десятый ряд седьмому лебедю. В тот момент поняла, что 10 лет были ненапрасными.
Что мне это дало?
А сейчас о главном. Что ребенку дает балетная школа?
Самодисциплина – первый и самый главный «дар». Как бы ни хотелось гулять с друзьями до позднего вечера, чувство, что завтра снова к станку, побеждало, и я шла спать (сама!).
Растяжка – да, но с этой «суперспособностью» я попрощалась, когда положила аттестат на полку, – чтобы ее поддерживать нужно регулярно заниматься стрейчингом.
Осанка – увы, но за годы учебы в медицинском от нее не осталось и следа, а вот сколиоз усугубился – здравствуй, третья степень!
Сильный характер – спорно. Упертость и желание пробить головой бетонную стену мне достались от папы. И балет здесь ни при чем. Характер формируется в первые три года жизни, и никакие обстоятельства в 6 не способны его кардинально поменять.
Знания – безусловно! Помимо классического, историко-бытового, бального и народного танцев в балетной школе преподают историю хореографии, слушание музыки и сольфеджио (дополнительный инструмент можно было выбрать самому; мой – фортепиано). Это было увлекательное и очень полезное знакомство.
Мышечная «память» – да, да и еще раз да! 10 лет ежедневных физических нагрузок не прошли даром: последствия бесконтрольного потребления маминых пирожков за 2 недели устраняются в зале – рельеф быстро возвращается.
А надо ли?
Я глубоко убеждена, что упорство не может противостоять таланту. Сколько бы ты ни сидел за изучением стилистики русского языка, не напишешь «Войну и мир», если к этому нет способностей.
Можно сколько угодно заниматься футболом, не пропуская ни одной тренировки, но так и не стать Пеле – гением, рождающимся раз в сто лет! Думаю, именно это нужно объяснять ребенку, когда он чем-то «горит». Каждая мама видит в своем чаде дарование, но рано или поздно оно осознает, что не стать ему первой ракеткой мира, – и чем старше ребенок, тем сложнее ему это принять, не заработав парочку комплексов.
Седьмым лебедем в десятом ряду тоже нужно уметь быть, и это гораздо сложнее, чем танцевать солирующую партию, – поверьте «лебедю» со стажем!
Текст: Наталия Капица