Телеведущая и наставник по личностному росту и речи Ксения Телешова (@ksenia_teleshova) специально для BeautyHack.ru - о том, как нами манипулируют, и что с этим делать.
Манипуляция № 1: «благие намерения»
Приходит подруга в гости и говорит: «Ты только не обижайся на меня, кто тебе еще правду скажет…», далее следует оценочное суждение и совет. За подобным поведением часто стоит внутреннее желание человека быть исключительно хорошим и правым, при этом указав вам на ваше место.
Как быть? После фразы «Не хочу тебя обидеть» остановите собеседника и спросите: «То есть то, что ты планируешь сказать, должно меня расстроить, обидеть или обескуражить? Я выбираю сейчас не слушать ничего, что может вывести меня из равновесия. Я уважаю твое мнение и обязательно в ближайшее время его спрошу».
Манипуляция №2: «обесценивание»
Вторая манипуляция – «да, но». Она зачастую используется в переговорах как межличностных, так и профессиональных. Например, коллега говорит: «Я с тобой согласен, но считаю, что доклад необходимо переделать». Так человек подчеркивает, что первая фраза сказана из псевдовежливости.
То же самое может быть и в личной жизни. Ребенок говорит: «Мама, я хочу рисовать, петь, играть». Вы отвечаете: «Да, это здорово, и я сама это люблю, но сейчас мы пойдем чистить зубы». В этот момент вы обесцениваете то, что малыш говорил и хотел, вынуждая делать то, что нужно и правильно.
Как выходить из манипуляции «да, но»? Вы вновь говорите своему собеседнику «стоп», но другими словами. Например: «Подождите, дайте я уточню: вы сказали, что согласны с первой частью, а потом сказали “но”. Правильно я понимаю, что это было из вежливости и вы не разделяете мою точку зрения?»
В таком случае человек поймет, что вы являетесь профессионалом в коммуникации, видите манипулятивные схемы и готовы отстаивать свои личные границы.
Если перед вами опытный манипулятор, он, скорее всего, еще несколько раз попытается применить свои знания, а затем перейдет на открытый диалог. Если же нет, предлагаю вам заканчивать подобные переговоры.
Однако бывает, что манипулятор не опытный, а интуитивный. Это у многих из нас в крови, так как мы росли в советское время, когда были распространены стандартные манипуляции. Такой человек, вероятно, перейдет на возмущение, крик и ультиматумы. И вы точно будете знать, что он не заслуживает вашего доверия. В любом случае, в споре всегда выигрывает не только тот, кто сильнее, но и тот, на чьей стороне правда.
Манипуляция №3: «комплимент и просьба»
Следующий тип манипуляции – это комплиментарное высказывание плюс побуждение человека к действию, которое ему не выгодно. Например: «Ты такой хороший человек, такой надежный специалист» и так далее. После этого следует просьба-манипуляция. Допустим, начальник хочет, чтобы вы вышли в свой выходной день без дополнительной платы и заявляет: «На тебе держится весь наш бизнес, ты такой ответственный сотрудник, я всегда могу на тебя положиться, в эту субботу необходимо выйти на работу. Ты же знаешь, какая сейчас сложная ситуация, поэтому дополнительной платы не будет, но мы в одной лодке, мы одна команда».
Что делать в этом случае? Скажите следующее: «Да, я действительно ответственный человек, люблю свою работу, вместе с тем, суббота – мой законный выходной, и я хотел бы, чтобы время было оплачено».
Эта манипуляция встречается часто и знакома всем со школы. Нас часто под соусом «Ты хорошая девочка, помой полы» побуждали и побуждают делать то, что мы изначально не хотели. При таких манипуляциях многих начинает «потряхивать», и люди иногда не понимают, откуда такое сильное раздражение. Но при этом нет сил сопротивляться, и они соглашаются. Дело в том, что здесь включается внутренний ребенок, а малышу в детстве нередко попадало, если он отказывался что-то делать.
Манипуляция №4: «все, я больше не могу»
Еще одна популярная манипуляция – это максимализм: «Все, у меня больше сил нет», «Все понимают, что так продолжаться не может», «Сколько раз я могу вам повторять». Данные высказывания я бы отнесла к восклицаниям — они появляются тогда, когда у человека нет аргументов, и он начинает эмоционально доносить свою позицию. При этом здесь мы явно наблюдаем треугольник Карпмана: человек играет роль жертвы, и из этой позиции перекладывает ответственность на вас как на спасителя. Если вы не соглашаетесь делать то, что он хочет, он начинает воспринимать вас как агрессора или становиться им сам.
В такие моменты стоит сказать: «Подожди, как это все? Давай разберемся? А что ты сделал, чтобы эта ситуация не произошла?».
Если человек начинает кричать и включает жертву или агрессора, либо впадает в позицию спасателя, давая вам ненужные советы, о которых вы не просили, вы должны без сомнений выйти из этой манипулятивной схемы. Можно сказать: «Подождите, давайте общаться как взрослые люди. Каждый из нас заслуживает уважения. Если я вас уважаю, то и вы меня, пожалуйста, уважайте».
Манипуляция №5: «самый умный»
Манипуляция подразумевает использование в речи непонятных дефиниций, то есть определений. Это могут быть заимствованные слова, сленг, наличие непонятных другим людям лингвистических конструкций. Когда человек их часто использует в своей речи, то, скорее всего, он манипулирует и применяет методы черной риторики для того, чтобы вы почувствовали себя глупо. Если мы посмотрим интервью, выступления некоторых звезд, то мы заметим, что многие из них пользуются этим приемом.
Вывод
Помните: сталкиваясь с манипуляциями, вы не должны выходить из эмоционального равновесия, оправдываться и пытаться переубедить собеседника. Это бесполезно. Сохраняйте спокойствие, посмотрите на ситуацию со стороны и предложите взять паузу до тех пор, пока диалог не станет экологичным.