Дети познают мир через игру. А что же со взрослыми? Они продолжают играть, просто в другой форме. Создательница трансформационной игры Goa Sahr Наталья Лапидус о том, как игра и понимание социальных ролей меняют нашу реальность и помогают понять свое предназначение.
Кто-то может одновременно быть и любимой дочерью (конфликты с родителями исчерпаны), и замечательным писателем (книги прямо выскакивают из-под пера), и свободным художником (могу вдохновлять свое окружение). И все с пониманием происходящего и полным удовлетворением! Звучит как чудо, верно? Давайте разбираться в механике этих чудес. Тест и пояснение, зачем это нужно - ниже”.
Начало
Вот уж кто не задается вопросами о мире, а просто пробует его “на вкус” - это младенцы. Их основная функция - движение. Взрослые с умилением смотрят на то, как они начинают исследовать себя: тянутся к ногам, пробуют на вкус свои руки. С точки зрения малыша - это невероятное любопытство и возможность открывать себя. А с точки зрения взрослого - игра. Иными словами, что-то несложное и свойственное раннему этапу развития.
Взрослый в данном примере - антагонист ребенка, наблюдающий и оценивающий. Именно он утверждает, что ребенок играет. Ребенок же делает то, что ему интересно в данный момент. Чувствуете разницу?
Где я настоящий?
Игра - это способ взаимодействия с собой и миром. Вы не просто поднимаете руку, когда ловите такси. Этим вы даете таксисту сигнал к остановке. Действие имеет такое же намерение для взрослого, как и для ребенка, исследующего свою ногу.
Мы играем каждый день и каждую минуту - даже когда просто звоним родителям (роль хорошей дочери/сына). Игра просто становится более сложной и емкой. Но при этом не теряет своей игровой сути. Нам нужно понять одну важную вещь - фактически, мы знаем себя исключительно как игрока.
И тогда возникает вопрос: «Где я настоящий?». Интуитивно, чтобы найти себя, мы стараемся “снять маски” - отказаться от лишнего. И в первую очередь, сражаемся с голосами мамы, папы, первого учителя и друзей у себя в голове. Ведь именно благодаря этим голосам мы играем чужую роль, не имеющую к нам никакого отношения. Так ли это на самом деле?
И на этом моменте мы подходим к понятию “взрослой” игры. Эта игра затрагивает не только поведенческий уровень, она всегда поднимает ряд очень личных глубинных вопросов: как мне быть? Что для меня хорошо? Где я могу проявиться? и т.д.
Именно такие игры (или процессы) называются “трансформационными”. И да, такой трансформацией может стать поездка в такси или бытовой разговор с мамой. В них меняется наше представление о самих себе. Но по-прежнему остается открытость, интерес и партнер по игре.
Партнер по игре позволяет взглянуть на себя со стороны - создает дуальность. А любая дуальность - это поле конфликта. А так как мы действуем в социальной среде, то конфликтом становятся не другие люди, а нормы (законы), по которым вы общаетесь - правила игры. И тут внимание на свои реакции: гнев, волнение, повышенное давление - вы протестуете против социальных норм. Как же можно использовать их себе во благо?
Что такое конфликт и зачем он нужен?
Конфликт - это психическое явление. Он возникает, когда мы в чем-то подобны, но при этом делим общий ресурс. Например, мужчина и женщина - это две разные психические конструкции, но они обладают схожими признаками. Они могут бороться за право быть лидером (в семье), но способны договориться об этом. Их схожесть дает возможность найти решение - поговорить. И это решение всегда будет уровнем выше конфликта: конфликт за территорию, решение - в договоре.
Получается триада - он, она и то, что их связывает (общение, игра). При этом игра, взаимодействие, возникает в силу существования этих двух агентов. Получается, игра окружает нас повсюду. И если человек готов это признать, то он обретает шанс на ту целостность, с которой мы начинали наш разговор. В конечном итоге это приводит к четкому осознанию, чем человеку лучше заниматься и как монетизировать свои навыки.
Но у нас есть и еще один интересный вывод - мы сами создаем этот конфликт и эту игру! А значит, сами управляем этими изменениями. Социальные нормы только создают условия для возникновения конфликта (условия для изменений), но не являются ограничением для достижения целостности.
Весь мир - театр
Давайте немного подытожим: игра пронизывает все вокруг, она безоценочна, в ней есть дуальность (конфликт), но при все при этом она многозадачна и встречается в разных сферах нашей жизни.
Вы наверняка слышали фразу: «Весь мир - театр, а люди в нем актеры».
Мы смотрим кино, ходим в театр, увлекаемся тв-шоу, и даже новостные, серьезные передачи - это срежиссированная постановка. Там тоже есть определенный сценарий, а диктор носит определенную “маску”, меня интонации и выражение лица в зависимости от того, что ему нужно сказать. И здесь напрашивается один вывод: игра очень эмоциональна! Поясню.
В качестве инструментов игра использует эмоции. И если наш комфортный эмоциональный диапазон состоит из пяти-десяти эмоций, актер проживает 100 эмоций и их оттенков. И чем их больше, тем больше мы восхищаемся игрой и талантом. Наслаждаясь игрой актеров, мы даем себе возможность перенимать опыт другого человека и выдавать его за свой. Так мы, за счет чужих эмоций и состояний, начинаем расширять свой внутренний и внешний мир. А в контексте нашего разговора - создавать свои правила игры!
Сначала это выглядит как маска. Например, вы можете посмотреть кино, а потом начать неосознанно разговаривать с интонацией главной героини, которая вам понравилась. И это означает, что игра с ее эмоциональным контактом отличается обучающим параметром. Она начинает тренировать новое мышление.
Кроме того, что игра эмоциональна, у нее есть действие. Вспомните младенца, который играл со своей ногой. Что он делает? Он подвигает ее ближе, потом дальше, пробует поймать. Один раз получается, второй раз нет. А теперь вспомним актеров на сцене. Здесь все аналогично.
Любое движение провоцирует нас на психическую реакцию. А наш мозг, пытаясь понять, куда пойдет другой человек, не причинит ли он нам вреда, как он может сейчас проявлять гнев или так искренне любить, выстраивает новые нейронные связи. Ровно такой же эффект наблюдается при простом принятии самостоятельных решений: “позвонить ли маме?” И чем больше реакций мы обрабатываем, тем быстрее и качественнее меняемся.
Вывод
Итак, мы говорили про игру, как эмоцию и про то, что действие становится стимулом для эмоции. Постепенно эти стимулы усложняются, формируя определенную психическую реальность. И таким образом игра влияет на психику. При этом чем больше мы играем, тем быстрее формируется наша психическая, многоплановая реальность. А чем больше изменений, тем больше вы понимаете себя и свои потребности.
Знаете, как это можно проверить? Вы все чаще улыбаетесь, все меньше задаете вопросов, с радостью откликаетесь на любые возможности, доверяете людям и приятный бонус - ваши желания легко сбываются! Это результат того мистического опыта, когда наша внешняя игра становится внутренней и наоборот.
Внутренняя игра, расширяясь все больше и больше, в какой-то момент образует законченную структуру. Ей больше не нужны внешние стимулы. Она по-прежнему на них реагирует, но уже в режиме микро-импульсов: без принятия ежесекундно каких-либо решений. Таким образом мы приходим к тому, что называется предназначением. Про таких людей принято говорить «он нашел себя». Перефразируем: человек просто гениально играет самого себя.