Героев Уолта Диснея – человека, создавшего Вселенную куда больше и сказочнее, чем у Marvel и DC, знают даже дети из диких племен Африки. На его нарисованных принцесс хотят быть похожими большинство девочек Земли. Красивые, хозяйственные и мечтающие о замужестве – такими их видел мультипликатор. Независимые, язвительные и одинокие – такими они стали после его смерти.
Редакция Beautyhack решила выяснить, как и почему менялись персонажи историй и куда может завести их феминизм.
«Девицы в беде»
Первую волну женских персонажей, выпущенных в свет в 30-50-х годах, сейчас нещадно критикуют феминистки. Препарируют под микроскопом инфантилизм принцесс. Обвиняют Диснея в укреплении позиций патриархата. Говорят, вся жизнь героинь строится вокруг мужчин.
Отец Белоснежки не интересуется дочкой, поэтому мачеха издевается над ней и поручает убить. От смерти ее спасают то гномы, то охотник, то принц. Получается, что даже если ты – дочь короля, место твое все равно у плиты. Выметай пыль из углов и надейся на прохожего.
Ту же судьбу повторяет Золушка. После смерти отца прислуживает мачехе и сестрам, мечтает попасть на бал и выйти замуж – только так можно избавиться от токсичных отношений. Но жениха привлекает не ум девушки, он даже лица ее не помнит. Платье и туфельки – вот что запало в душу парню.
Аврору в деревню тоже ссылает отец, а от летаргического сна ее, как и Белоснежку, пробуждает принц. Причем в обеих историях эта сцена появилась с легкой руки Диснея, в сказках все было иначе. В одной гномы, неся гроб, споткнулись, и кусок отравленного яблока выскользнул из горла, в другой – минуло сто лет, и чары развеялись сами по себе.
Комментирует психолог, гештальт-терапевт Светлана Толмачева:
– Это сейчас на Западе женщины могут обидеться, если кто-то восхитится их фигурой или откроет перед ними дверь. В те времена большинству бы и в голову не пришло расплачиваться за ужин или требовать от мужа вымытой посуды. Мир то воевал, то стоял на пороге очередного конфликта. И всем хотелось сказки. Типичной степфордской жены, которая готовит пироги, партнера, который целует без лишних слов и решает проблемы. Да, тогда не раскрывали характер персонажа, больше внимания уделяли внешности. Международные эксперты как-то подсчитали, что в лентах той эпохи 55% комплиментов доставалось красоте и только 11% – умениям. И лишь с начала 2000-х ситуация изменилась: в «Храброй сердцем» и «Рапунцель» на таланты обращают внимания в 40% случаев, а на волосы или глаза – лишь в 22%. Но, как говорили в «Золушке», даже для чудес нужно немного времени.
Часто можно услышать, что многие герои Диснея растут без матери, потому что Уолт потерял свою при трагических обстоятельствах. После успеха «Белоснежки» он купил родителям особняк. Там произошла утечка газа. Отца удалось спасти, а вот мать погибла. Это трогательная версия, но не стоит забывать, что основатель студии был не только мультипликатором, но и бизнесменом. Производство картин стоило дорого, каждая минута была на счету. И персонажей, которые не влияли на сюжет, просто выбрасывали. К тому же в ранних лентах, еще до трагедии, герои тоже часто росли без мам: «Дети воды», «Три котенка-беспризорника», да та же Белоснежка. Драма всегда смотрится выигрышнее. Те персонажи лучше всего характеризуют свое время. До феминизма тогда не доросла не только Аврора, но и мир.
«Сами с усами»
Несколько поколений девочек выросло с установкой «Семь бед – один ответ: принц». Но то, что работало в середине прошлого века, не сработало бы в конце 80-х. После экранизации предыдущего мультфильма прошло 30 лет, Уолт Дисней умер, и его наследники пошли на эксперимент. Впервые главной героиней стала рыжеволосая сорвиголова. Ариэль спорит с отцом, коллекционирует запрещенные вещи, связывается с Урсулой, решается на операцию по смене хвоста. И пусть ее счастье снова зависит от принца, но она хотя бы сама его выбрала.
Грандиозный успех «Русалочки» развязывает руки компании. Через пару лет студия выпускает настоящую оду феминизму – картину «Красавица и Чудовище». Несмотря на название, упор в ней делается на ум и начитанность Бэлль. Она не стремится замуж, посмеивается над самовлюбленным Гастоном, готова дать отпор и волчьей стае, и разъяренному монстру. А еще способна превратить неотесанное животное в приличного человека.
В 1992 году появилась бунтарка Жасмин. Восточная женщина, которая сбегает из дома, носит шаровары и нарушает традицию: справляет свадьбу не с принцем, а с рыночным вором. В киноадаптации нынешнего года героиня заходит еще дальше – становится султаншей и управляет государством.
Следующие девушки не просто берут в руки свою судьбу, а сражаются за свой народ. Покахонтас останавливает войну племени с золотодобытчиками, она первая из принцесс не выходит замуж в финале. Мулан требует равноправия, переодевается в мужчину, чтобы служить в императорском войске, и в одиночку спасает Китай от гуннов.
Комментируют лингвисты Кармен Фоут и Карен Эйзенхауэр:
– Несмотря на то, что героини стали самостоятельнее, права слова у них стало меньше, да и окружают их по-прежнему мужчины. Мы изучили старые ленты и новые, и оказалось, что в классических мультфильмах женские персонажи говорят столько же, сколько мужские, а то и больше. В «Спящей красавице» Аврора, феи и Малифисента выдают 71% реплик. При этом в картинах, выпущенных в диснеевскую эпоху Возрождения, с 1989 по 1999 год, общаются, в основном, отцы, принцы, военные и злодеи. В «Красавице и Чудовище», «Покахонстас» и «Мулан» им досталось около 70-80% речи, а в «Алладине» – все 90%.
Вся проблема в том, что даже второстепенные персонажи там сильного пола. Кто может поболтать с Жасмин из девушек? Разве что работницы борделя. Почти все приятели героинь – мальчики или парни. Рыбка Флаундер, краб Себастьян, метрдотель-подсвечник Люмьер, дворецкий-часы Когсворт, попугай Яго, дракон Мушу. Только с 2000-х, после критики, ситуация изменилась в лучшую сторону.
«Self -Made Women»
Спустя 10 лет Дисней выпускает историю, где многое происходит впервые. Главная героиня «Принцессы и лягушки» – темнокожая, у нее есть любимая работа и амбиции. Она не теряет голову, едва увидев Навина, а влюбляется, только хорошенько его узнав. Да и сам он вполне живой человек: избалованный, безответственный, но харизматичный. Он не увозит Тиану в королевский дворец, а остается работать в ее ресторане.
Рапунцель тоже не отстает: берет в плен воришку, забравшегося в башню, предлагает сделку, требует к себе внимания, ходит босиком, да и вообще не отличается хорошими манерами. И, кстати, выходит замуж за простолюдина.
С Мериды в 2012 году начинается новая эпоха диснеевских историй: у героини нет парня, ее больше волнуют проблемы внутри семьи. Мать мечтает обвенчать ее хоть с кем-нибудь. Но кудрявая принцесса выигрывает соревнования по стрельбе из лука, чтобы доказать: она сама себе лучшая партия.
Кстати, персонаж стал неким символом борьбы с бодишеймингом. Когда после премьеры сказки на сайте Диснея появился обновленный образ «Храброй сердцем», общественность взбунтовалась. На картинке у нее была более тонкая талия и пышная грудь, чем в фильме. «Хватит навязывать детям недостижимые стандарты красоты!» – такими письмами завалили родители почту компании. Подействовало. Мерида вернулась в привычном облике.
Позже эту линию продолжила Моана. Более реалистичная внешность, никаких романтических отношений, дружба с мужчиной и независимый характер.
Последний прорыв киноимперия совершила в 2013 году, выпустив гимн феминизма – «Холодное сердце». Эльза не просто принцесса с дурным характером. У нее тревожное расстройство и депрессия, она обладает опасными способностями и совершенно не интересуется мужчинами. Ее главная цель – принять себя, наладить отношения с семьей.
Комментирует семейный и детский психолог Анна Щербакова:
– После того, как влияние диснеевских принцесс на детей изучили в американском Университете Бригама Янга и доказали, что мультфильмы провоцируют более стереотипное женское поведение, на киностудии задумались. И стали тщательнее прописывать сценарии и персонажей. Профессор Сара Койн обвинила режиссеров в том, что из-за гипертрофированной внешности героинь девочки чаще чувствуют себя недостаточно привлекательными. А еще меньше интересуются точными науками, экспериментами, конструированием. А вот мальчики наоборот становятся более мягкими и отзывчивыми.
Это заставило компанию начать рисовать более правдоподобных людей, рассказывать истории не только о любви, но и об отношениях между детьми и родителями, сестрами и братьями, добавлять персонажам недостатки, комплексы, дурные привычки. Если Аврора дремлет в идеальной позе, то Анна из «Холодного сердца» уже может себе позволить быть растрепанной и спать с открытым ртом.
Единственная тенденция, которая мне не нравится, – распределение социальных функций между женщинами и мужчинами. Первые все чаще становятся сильными и независимыми. У вторых в погоне за трендами перекраивают сексуальную ориентацию, делают их слабее. Вспомним отца Моаны. Вместо того, чтобы рискнуть и уплыть за риф на поиски рыбы, он ждет чуда. А его племя тем временем голодает. Так себе пример для мальчиков. Чтобы новое поколение не наполнилось женственными парнями и грубыми девушками, стоит соблюдать баланс. Дозировано показывать детям мультфильмы. Совмещать классику и современные ленты, объяснять, почему так поступает Эльза или Мулан. Рассказывать про женщин-космонавтов, ученых, гонщиц. И все-таки давать ребятам и девчатам свободу выбора.
Текст: Татьяна Черникова