1. Здоровье
  2. Психология

Кодекс профи – 5 правил крутого пиарщика

07.10.2017

Журналист, PR-специалист, инсайдер – новый колумнист BeautyHack под псевдонимом plavala.znaet начинает серию материалов о тайнах и перипетиях журналистики и жизни люкса с глянцем. Дебютное эссе – о том, что отличает пиарщика-профи от профана.

Одного кандидата на одном собеседовании однажды спросили: «А почему вы считаете, что вы хороший пиарщик?» А он ответил: «А вы что, поверите тому, что я о себе расскажу?»
Шутки шутками, а недоверие в адрес сей почтенной профессии не иссякает. В ней есть звезды, а есть и изгои; и все могло бы быть гораздо лучше, если бы, помимо хаотичных технических указаний, ее энтузиастам выдавали бы некий кодекс или его подобие. Чтобы было понятно, как жить со своим диагнозом (зачеркнуто) специальностью. Она классная и увлекательная. Нужно просто знать вот что:

1. Связи с общественностью – не прикрытие безделья и не лазейка в легкую жизнь. Не настроившись на честный и нелегкий труд, делать шаг в этом направлении не стоит. Бездумных неофитов в профессии и так полно; она чуть было не стала в начале двухтысячных эвфемизмом типа «дизайна интерьеров», но только для бедных, потому что не всегда в ней присутствует такая убедительная материальная составляющая, как собственно в интерьерах. Пиар – полноценная профессия, и не станем подыгрывать анекдотам о худших ее представителях.


2. Пиарщик – уникальная многоликая формация. Вы одновременно журналист, редактор, читатель, ньюсмейкер, звезда и персонал. Не абстрагируйтесь ни от одной из этих ролей. В момент, когда вы противопоставите себя кому-либо из этих категорий, вы пропали. Вы можете пригрозить журналисту жалобой на уровне издателя – но только один раз, как сапер. Вы можете сорваться на хама-инфлюэнсера или на свое собственное нетерпеливое начальство – но, опять же, только если у вас есть запасной аэродром. Если это не монтируется с вашими понятиями о личной и профессиональной гордости, если это вас по-настоящему задевает – не страдайте. Вы не виноваты. Вы просто не на своем месте. Потому что законченный, однозначный пиарщик...

3. ...это увлеченный, ни на минуту не сомневающийся в своих силах дипломат и спасатель на водах. Для него не бывает стрессовых или обидных ситуаций. Любое препятствие на пути к успешному осуществлению плана, любой, даже личный дискомфорт – это просто рабочий момент, который надо немедленно разрулить. Вы всегда хозяин ситуации и скала, которая не дрогнет, не подведет. И это убеждение должно быть абсолютно искренним – тогда вас невозможно будет выбить из колеи, спровоцировать, поставить в безвыходное положение. Тогда к вам будут обращаться за уточнениями, разъяснениями и помощью; вас будут вовремя информировать о форс-мажорах и проблемах, чтобы их решить, а не прятаться от вас в кустах со словами «все равно наорет». Форс-мажоры случаются сплошь и рядом: отключают электричество, отменяют рейсы, участники мероприятий не являются. И из любой такой ситуации нужно сделать конфетку, тем самым привлекая всех ее свидетелей на свою сторону, что бы ни случилось.


4. Немного о культуре, уж если мы упомянули дипломатию как образцовую отрасль: пиарщик не имеет права быть недоосведомленным, непросвещенным, не готовым к неожиданным темам, обстоятельствам и рискам. Свой «предмет» – компанию, персону, отрасль, область искусства, сопутствующее законодательство – нужно знать назубок. Но это не все, что от вас ожидают. Жить и развиваться нужно в ногу со временем или еще немного быстрее, чтобы ваши клиенты, наниматели, партнеры и все остальные ни на минуту не сомневались в том, что вы гениальный всезнайка и лучший в мире собеседник.

5. И, наконец, ваша самая неромантичная ипостась: фактически, при том, что вы прилежный исполнитель всех предыдущих пунктов и душа светских салонов и вечеринок всех столиц, вы… учитель младших классов. Нет, совершенно не потому, что ваши визави и аудитории меньше, беспомощнее и глупее, чем вы. Они могут быть какими угодно. Но вы не можете рассчитывать, что все вокруг беспрекословно слушают ваши указания и с полуслова запоминают установки, договоренности и просьбы. Это не в природе человека, если не является для него жизненной необходимостью. Поэтому запоминаем: сказать (сообщить, написать, надиктовать, отправить голубя) – ничто. Похвально, что вы это сделали вовремя и соблюли некие стандарты; но значение имеет лишь то, восприняли ли это на том конце провода и отреагировали ли так, как вам желательно. А это – целая цепочка дополнительных действий с вашей стороны. И это нормально. Гораздо лучше, чем потом оправдывать провал тем, что вы, такой молодец, все правильно сделали, а там не прочитали мейл.
А если вы спросите любую училку малявок, что в ее работе считается залогом успеха, вы получите ответ и на аналогичный вопрос об успехе практикующего пиарщика. Это, граждане, дисциплина в классе. Будь вы хоть трижды гений, но если у вас пресса опаздывает, звезда капризничает, пирожки не подвезли – все запомнят именно то, как вы НЕ справились. Поэтому предусмотрительность – ваше все. Четко ориентируйте и инструктируйте всех участников любого процесса, за который вы отвечаете. Стройте и обеспечивайте запасные планы. Не допускайте своих и чужих недоработок. Не сажайте никого себе на голову, как бы потенциальные пассажиры этого ни хотели.


Вдобавок к этому, конечно же, пиарщик должен быть красив как бог, весел и безмятежен, со связями в разнообразных кругах и сообществах. Но поверьте, реальные успех и репутацию в конечном счете обеспечивает умение соединять зубами провода.

Читайте также
.