После недавнего сбоя в мессенджерах и соцсетях многие люди во всем мире испытали дискомфорт, панику, тревожность. Некоторые, чтобы оставаться на связи, вспомнили про Telegram и даже забытый на время ClubHouse. Лишь немногие обрадовались и, отложив телефон, занялись личными делами, которые были на паузе (как отреагировали на блокировку соцсетей наши редакторы, читайте ). Чему научил нас этот случай? Наверное, осознанию, что прожить без WhatsApp и Instagram несколько часов в принципе возможно, но вот избавиться от приложений навсегда было бы большой проблемой.
Интересно об этом говорит и недавнее американское исследование с участием миллинеалов (родившихся между 1981 и 1996 годами): согласно опросу, опубликованном на портале , 81% молодых людей призналось, что для общения выбирают мессенджеры, а не телефонные звонки. Более того, перед тем, как кому-то позвонить или ответить на телефонный звонок, им приходится набираться решимости и настраиваться на разговор. Подобный феномен имеет определение - «телефобия» или «телефонофобия», а миллениалов и уже набирающее популярность поколение Z называют «поколениями немых».

В испанском издании Elle - подобная статистика, а соавтор исследования и доктор психологии и педагогических наук в Открытом университете Каталонии (UOC) Энрик Солер отмечает, что большинство молодых людей считают телефонный звонок самым навязчивым и некомфортным общением в своей жизни.
«Миллениалы и поколение Z интегрировали коммуникацию через онлайн-платформы, при использовании которых нет необходимости, чтобы два собеседника совпадали по времени. И это проще, удобнее и менее навязчиво для них», - объясняет доктор Солер. Также он добавляет, что при звонке многие специально не берут трубку, а потом пишут собеседнику в мессенджер.
Среди оправданий пропущенного звонка и перехода общения в приложение: «Я не слышал/слышала звонок» (63%), «Мне не пришло оповещение о звонке» (12%), «Я был/была на встрече» (9%), «Я был/была за рулем» (6%), «Я не знал/не знала, где был мой телефон» (5%).
По словам профессора и исследователя в отделе информационных и коммуникационных наук UOC Феррана Лалуэса, страх перед телефонным звонком возникает из-за невозможности «отступить», что можно сделать, написав в WhatsApp.
«Во время разговора по телефону люди не могут стереть уже сказанные слова. Это создает меньшую безопасность и уверенность, чем, например, использование голосового сообщения, которое позволяет повторять речь столько раз, сколько необходимо, прежде чем отправить».
Также Лалуэса считает, что за время пандемии у большинства появился страх и перед личными встречами. «После общения в Zoom не все готовы показывать себя вживую без фильтров», - заключает эксперт.
Что будет дальше - сможем ли мы, как и раньше, перевести общение из онлайн в оффлайн, или со временем разговоры вживую будут редкостью, пока неизвестно. Особенно любопытно проследить, как это скажется на наших детях - поколении альфа (родившихся с 2011 года).
Мы долго обсуждали эту тему в редакции, и у нас сложилась два разных мнения: против телефонных звонков (за исключением бабушек) и за (потому что серьезные дела невозможно решить онлайн).
Настя Курта, младший редактор BeautyHack.ru, 24 года:
- К звонкам я отношусь равнодушно. Просто к ним не привыкла. В основном, созваниваюсь с кем-то по работе или с бабушкой, потому что «эти наши вайберы» она не воспринимает. С лучшей подругой я не разговаривала по телефону три года или даже больше. После школы мы разъехались по разным странам и настолько привыкли к мессенджерам, что с трудом узнаем голоса друг друга, когда отправляем аудиосообщения. К слову, наша дружба от этого никак не пострадала.
Если вижу пропущенные звонки от незнакомых номеров, немного напрягаюсь. Вместо того, чтобы перезвонить, проверяю, есть ли этот номер в Telegram или WhatsApp. Если нет – это уже тревожный звоночек. Кого в наше время может не быть в соцсетях? Кроме бабушки, конечно. Но с ней у нас звонки по воскресеньям, чтобы подвести итоги, нашла я жениха за эту неделю или нет.
Юлия Козолий, редактор BeautyHack.ru, 32 года:



