Редактор BeautyHack.ru Наталья Капица рассуждает о новом тренде на сверхэффективность. С каких пор просто лежать на диване и смотреть сериалы стало стыдным и что за этим стоит?
Instagram – удивительный зверь. Правда, не всегда ласковый и не всегда нежный. Это не просто информационное поле, а настоящий неверленд, в котором живут комплексы и нереализованные амбиции. А c введением карантина я открыла у него новую функцию – взывание к коллективной совести. Стыдно, знаете ли, в десять часов вечера запивать банан молоком (да простят меня диетологи, коровьим), когда лента пестрит брокколи и супер-упражнениями на ягодицы, от которых, цитирую, «они будут гореть». В режиме самоизоляции ситуация с коллективной совестью усугубилась. У любителей бананов с молоком появился новый повод для переживаний: собственная неэффективность. Пока все вокруг «выходят из зоны комфорта», смотрят бесплатные онлайн-курсы Йельского университета и посещают виртуальные выставки, ты сидишь на диване, бесстыдно выбирая новый сериал. На русском. Не несущий никакой смысловой нагрузки. Как перестать переживать по этому поводу? Давайте разбираться!
Извините за мой французский
Признаюсь честно: после нескольких недель карантина в моей голове поселился червячок, который периодически вылезал из своей норки с напоминанием «ты же, вроде, собиралась учить французский». Сначала я его игнорировала. Потом отправляла прогуляться. А потом, отложив чудеснейший роман Белвы Плейн «Бессмертник» (очень рекомендую, кстати), с несчастным видом открыла самоучитель, потому что «неэффективная ты, Наташа».
Прострадав академический час, я с чувством облегчения снова взяла в руки книгу, не запомнив ни одного французского слова, кроме «бонжур», зато поставив себе плюсик в карму и заработав отличный повод для поста в инста (отличный урок, вот мой список бесплатных приложений для изучения и далее по списку). Так продолжалось неделю. А на вторую в голове поселился новый червячок, представившийся Логикой.
Призываю всех с ним познакомиться. Согласно данным крупнейшей консалтинговой компании McKinsey, с введением карантинных мер экранное время пользователей увеличилось на 70%, при этом большая половина из этих 70% призналась, что буквально «живет» в своем смартфоне и социальных сетях. А сейчас, внимание, вопрос: где у этих «жителей» social network время на курсы Йеля?
Мой всем совет: делайте то, что приносит удовольствие именно вам! Конечно, если единственный источник эндорфинов и серотонина – гамбургер с картошкой, с этим нужно что-то делать, причем срочно. Но если роман Плейн для вас дороже любого французского, прекратите себя мучить и сравнивать с «Терминаторами» из инсты, которые все могут, все умеют, все успевают.
Много говорить или много делать?
Те, кто много говорят, мало делают – это прописная истина, против которой нет ни единого аргумента со знаком «-». Тут мне вспомнилась одна история. Мой дедушка, всегда живший по законам совести, никогда не ходил в церковь, хотя чтил все праздники и не нарушал канонов.
Однажды я у него спросила, почему он не ходит на службы. И дедушка рассказал мне занимательную историю: «Когда я был маленький, моя религиозная мама заставляла меня и моего брата соблюдать пост. Уже в 10 лет я знал, что это такое, хотя мой детский мозг не понимал, почему мне нельзя выпить стакан парного молока. Причиной такого строго воздержания были проповеди местного батюшки, который призывал всех (даже детей) ограничивать себя в пище, чтобы избежать огненных сковородок. Однажды мама попросила меня сходить к нему и отнести свежеиспеченный хлеб. А теперь представь, что почувствовал полуголодный десятилетний пацан, когда увидел на столе батюшки домашнюю колбаску и свежее сало, от аромата которых желудок сворачивало в бараний рог. И вот тогда я понял: говорить – не значит делать! Важны поступки, а не слова. По такому принципу и прожил всю жизнь».
С того момента, когда произошла эта история, мир перевернулся с ног на голову: наши деды выиграли войну, мы научились летать в космос, придумали новые формы коммуникации и стали зависимыми от сети. И лишь одно осталось константой: много говорящие мало делают.
Зачем транслировать широкой аудитории, что ты молодец, если ты действительно молодец? Я отвечу. Чтобы собрать аплодисменты зрителей. А это не имеет никакого отношения к эффективности. Скорее – к комплексам и постоянному желанию кому-то что-то доказать, заслужив любовь, которую в идеале раздают просто так.
А может ну ее, эту эффективность?
В погоне за призрачными идеалами мы разучилось слушать себя! Подражание и желание соответствовать навязанным стандартам напрочь убили наши собственные «хотелки». Когда в очередной раз я пыталась усадить себя за урок французского, на авансцену вышел вопрос: а нужен ли он мне, и если нужен, то зачем? Ни одного вменяемого аргумента, кроме как «чтобы похвастаться в базарный день» не нашлось. Наверное, тут всему виной установка «как у людей», которую жители постсоветского пространства впитали с молоком матери. И я в том числе.
Будьте честными сами с собой. Потратьте хотя бы один вечер на диалог с внутренним «я». Может и не нужна вам на самом деле эта попа-орех, а нужна кому-то другому, кто молча занимается спортом каждый день и не транслирует это в социальных сетях в надежде сорвать овации.
Когда ты четко знаешь, чего хочешь на самом деле, комплексы по поводу «эффективный - неэффективный» пропадают.
Кстати, насчет банана с молоком. Этот «дуэт» тоже, как оказалось, был не истиной потребностью, а протестом против навязанных стандартов. И пока я поглощала это крахмально-лактозное безумие, душа на cамом деле просила продолжения истории еврейских эмигрантов в Нью-Йорке.