1. Здоровье
  2. Психология

Почему дети больше всех пострадали от изоляции – эксперты объясняют, как 2020-ый отразился на будущем поколении и что с этим делать прямо сейчас

12.10.2020

В разгар пандемии много говорили о том, как ситуация с коронавирусом повлияла на многие сферы: от мелкого бизнеса и компаний-гигантов до здравоохранения и образования. Есть данные, что потери мировой экономики составили 8%. Но многие специалисты уверены: мы все еще не можем до конца оценить реальные последствия весны 2020-го – они проявятся лишь со временем. И в первую очередь, это касается детей, которые провели внушительную часть года в изоляции, вынуждены были заканчивать учебный год по Zoom, а затем вливаться в обычную жизнь и учебный процесс (только непонятно, надолго ли). Сейчас, когда дети находятся на вынужденных двухнедельных каникулах, BeautyHack поговорил с несколькими экспертами о том, как изоляция и непривычный график в целом влияет на детей и что делать, чтобы максимально безболезненно вернуть их в нормальную жизнь.

С какими трудностями столкнулись дети 

В интервью каналу «Русские норм» экономист, профессор Йельского университета Олег Цывинский высказал такую точку зрения: самое большое влияние пандемия оказала именно на детей и их образование. Для них шесть месяцев – это внушительный отрезок жизни, и отсутствие привычной школьной системы и нормального общения неминуемо скажется на развитии – это и есть долгосрочные последствия пандемии, которые мы прочувствуем спустя 10-20 лет.

При этом со стороны могло казаться, что дошкольники и школьники неплохо перенесли время изоляции, на деле для них это был большой стресс. Основательница школы цифрового творчества «Кодабра» Дарья Абрамова объясняет, что в целом школьники неплохо справляются с переменами – они и так часто происходят в их жизни: «Но дети страдают от конкретных изменений, которые связаны с эпидемией и карантином. Они ходят в школу не только учиться, но и общаться. Даже у малообщительных детей есть несколько приятелей в классе или школе, ради которых стоит ходить на занятия. Онлайн-конференции не дают школьникам возможность полноценно взаимодействовать. Хотя взрослым кажется, что дети только и делают, что переписываются в мессенджерах, живой разговор доставляет больше удовольствия».  

Еще один момент, который выделяет Дарья, – постоянный контроль родителей. В школе ребенок успевает соскучиться и отдохнуть от них. Но если родители работают из дома, то ребенок сталкивается с ними постоянно, и иногда от этого страдают отношения. Многие мамы и папы считают, что должны контролировать, как и когда ребенок выполняет школьные задания. Иногда они делают это жестче, чем учителя.

Учеба по Zoom и в классе имеет существенные отличия – например, получить обратную связь от педагога получается не так быстро. Дети на онлайн-обучении иногда не понимают суть заданий, которые дает учитель. В школе можно быстро спросить у одноклассников, если что-то не понял. В онлайн-режиме надо оперативно разбираться самостоятельно. И в этом случае как раз родитель берет на себя решение организационных задач и роль учителя. Дарья Кузнецова, психолог-конфликтолог Домашней школы «ИнтернетУрок» объясняет, как нужно действовать: «Научиться учиться – это начало самостоятельного пути школьника. Для этого родитель может объяснить, где и как безопасно получать информацию: печатные энциклопедии, Википедия, обучающие сайты, образовательные игры и приложения. Со временем отпадает необходимость постоянно показывать, объяснять и контролировать, а ребенок приобретает бесценный опыт самоорганизации».

Что может сделать родитель 

Психолог, коуч ICTA, арт-терапевт Анна Шаркова советует именно сейчас уделять ребенку столько внимания, сколько ему необходимо. А именно:

  • Поиграть вместе в настольную игру, посмотреть фильм, испечь вместе торт. Таким образом, мы даем сигнал: жизнь не кончается, все хорошо, мы вместе!
  • Обеспечить достаточный уровень физической активности. В школе ребенок может побегать, сходить на физкультуру, погулять после уроков. Сидя дома, ребенок двигается мало, а недостаток физической активности плохо сказывается на самочувствии и иммунитете. Поэтому гуляем, катаемся на велосипеде (если позволяет погода), занимаемся спортом дома, висим на шведской стенке. Все варианты подойдут.
  • Поддержать теплую доброжелательную атмосферу в семье. Конечно, сейчас скапливается много напряжения. Но на ребенка не должны сваливаться взрослые заботы. Постарайтесь избегать скандалов, упреков, обид в отношении с детьми и партнерами. 
  • И последнее, но не менее важное: социальные контакты. В школе ребенок постоянно находится в кругу друзей. И общительным детям сложно долго быть в одиночестве. Поэтому если ваш ребенок хочет поговорить по телефону или по Скайпу с друзьями, не считайте это пустой тратой времени. Возможность поделиться своими чувствами, да и просто провести время вместе, пускай и онлайн, поможет ребенку не впасть в депрессивное или апатичное состояние.

Дарья Абрамова также рекомендует больше общаться с ребенком: «Он не всегда готов рассказывать о проблемах, поэтому постарайтесь не давить. Просто скажите, что вы открыты для помощи и обсуждений. Если ребенок готов, то выслушивайте, а также рассказывайте о своих трудностях и о том, как справляетесь с ними. Помогайте, когда ребенок об этом просит. Если что-то пообещали, то выполняйте. Если времени на полноценную помощь с заданием нет, то подумайте, кому это можно делегировать. Помогите найти источники в интернете, постарайтесь найти эксперта среди друзей или подумайте, как правильно сформулировать вопросы для учителя, чтобы помог он. Если помогаете, попытайтесь не злиться на задание и на ребенка. Помните о том, что учебой жизнь не ограничивается – даже если ребенок не выполнит задание, это не испортит ваши отношения и ваши жизни».

Еще один простой и эффективный способ справиться со стрессом и вернуть жизнь в привычное русло – ароматерапия. Профессор и доктор медицинских наук Андрей Марьяновский считает ее самым доступным способом поддержать ум и нервы в хорошей форме: «Наше мышление обеспечивается совокупностью сложных психофизиологических механизмов, часть из которых обусловлена активностью лимбической системы – древнего отдела мозга, который также отвечает за эмоции и мотивацию. Сюда же, в лимбическую систему приходят сигналы из обонятельного центра, распознающего запахи. Такая близкая связь объясняет, почему ароматы – особенно натуральные – действуют на нас мгновенно и глубоко. С помощью чистых природных ароматических веществ можно не только эффективно расслабиться или сконцентрироваться, но и повысить качество познавательных процессов». 

Рекомендуют эфирные масла апельсина, лимона и грейпфрута – они одновременно стимулируют, бодрят и благотворно влияют на эмоциональную сферу. Цитрусовые масла можно использовать и по отдельности. Например, эфирное масло красного мандарина полезно для снятия спазмов, повышает жизненный тонус. Оно считается прекрасным ароматом для детской, поскольку улучшает сон и аппетит, устраняет страхи и гипервозбудимость, настраивает ребенка на любопытство и сотрудничество с родителями или учителями. И еще один несомненный плюс цитрусовых – их способность дезинфицировать воздух в помещении. Это особенно важно, так как под действием хронического стресса и высоких нагрузок ослабляется естественный иммунитет. Главное перед использованием ароматических масел проверьте, чтобы у ребенка не было на него аллергии.

Читайте также
.