Про цифровой аутизм, депрессии и прочие проблемы, которые провоцирует смартфон: лекция доктора Курпатова

Юлия Козолий
Юлия Козолий
29.02.2020

В начале года в Давосе прошел Всемирный экономический форум. В его рамках свою лекцию прочитал психотерапевт Андрей Курпатов. И она произвела фурор! Почему действительно важно ограничить наших детей в цифровом потреблении? Почему интеллектуальные показатели снижаются при частом использовании смартфона? Как мы пришли к цифровой зависимости и что с этим делать? Вот 7 фактов из его выступления, которые кажутся нам невероятно важными сейчас.

avatar Андрей Курпатов

Андрей Курпатов

психотерапевт, президент Высшей школы методологии, научный руководитель лаборатории нейронаук и поведения человека Сбербанка

Мы – то, какую информацию потребляем

Мы состоим из тех химических элементов, которые потребляем из окружающей среды с пищей. Если провести аналогию с ментальной сферой, то можно смело сказать: «Мы – то, какую информацию потребляем».

Сейчас в мире огромное количество примитивного контента. Представители медиаиндустрии бодро соревнуются между собой в умении делать информацию максимально простой и востребованной, играя с нашим мозгом.

«Если я покажу вам два изображения: фото статьи по нейрофизиологии и Instagram Ким Кардашьян – на что вы будете смотреть внимательнее? Не нужно удивляться и стыдиться своего ответа. Когда нам предлагают две задачи, простую и сложную, мы выбираем ту, которая проще. Так работает наш мозг: он потребляет большое количество энергии, поэтому экономический принцип требует от него всегда выбирать задачи попроще», – объясняет Андрей Курпатов. Так нашим вниманием завладевает тот самый примитивный контент.  

Мир переживает фундаментальную трансформацию: перемещается из «галактики Гуттенберга» в «галактику Цукерберга», из цивилизации текстов и системного мышления – в цивилизацию зрительных образов, где нет ни аналитического, ни системного мышления. Как эти изменения влияют на нас с нейрофизиологической точки зрения?

25 лет мы занимаемся тем, что создаем «программный сервер», который будет отвечать за процессы мышления во взрослом возрасте

Наш мозг работает в трех базовых режимах: центральной исполнительной сети (потребление информации), в режиме «выявления значимости» (ориентация в ситуации) и в дефолт-системе, отвечающей за наше эффективное мышление (когда кажется, что вы ни о чем не думаете, но на самом деле именно в такие моменты приходят самые значимые идеи).

В течение первых 25 лет жизни наши нейронные клетки связываются друг с другом в отдаленных отделах мозга, прорастают нейронные связи и образуются те самые нейронные сети, которые будут отвечать за нормальную работу мозга в дальнейшем.

Для того чтобы мы научились концентрироваться, ориентироваться в ситуации, думать, нужно 25 лет жизни. Мы занимаемся тем, что создаем программный сервер, который будет отвечать за процессы мышления во взрослом возрасте, не просто получаем знания о мире, а программируем свой мозг.

В какой ситуации оказываются нынешние молодые люди? Как гиперинформационная среда влияет на их мышление?

Гиперинформационная среда и гаджеты мешают нашему интеллектуальному развитию

В ситуации, когда вы потребляете контент, у вас активна центральная исполнительная сеть. Она, в свою очередь, подавляет дефолт-систему. Это значит, что энергия не поступает в зоны мозга, отвечающие за мышление. По сути, мозг впадает в спячку. И в этой ситуации совершенно нормальным кажется то, что люди, проводящие большую часть времени в «Твиттере» и Instagram, мыслят стереотипно, шаблонно и не развиваются. Сейчас речь идет о взрослых людях, но вот какую детскую статистику приводит доктор Курпатов: «40% детей до 10 лет в США и России постоянно находятся онлайн, то есть всегда потребляют информацию. Если верить лаборатории Касперского, европейские родители кажутся более сознательными в этом смысле. Но к 14–18 годам мировые показатели выравниваются, и мы видим, что практически все подростки 60–70% времени проводят онлайн, то есть сознательно отправляют свой «сервер мышления» в спячку».

Более того, даже физическое расположение телефона влияет на объем нашей оперативной памяти и подвижность интеллекта. Чем ближе телефон к вам, тем показатели ниже.

На «включение» дефолт-системы мозга нужно 23 минуты

Еще одна проблема современного человека: на «включение» дефолт-системы мозга, развивающей наше мышление, нужно 23 минуты, которые мы не всегда ему даем. Вот статистика 2016 года: уже тогда у среднестатистического человека было около 80 телефонных сессий в сутки – это значит, что он отвлекался на телефон каждые 15 минут и у него фактически не было времени на то, чтобы запустить дефолт-систему.

В мире эпидемия цифрового аутизма

Эволюционно дефолт-система была создана для того, чтобы мы выстраивали отношения с другими людьми. Вот что мы наблюдаем: в 1997 году количество экранного времени сравнялось с количеством времени, которое мы тратили на общение лицом к лицу. В 2007 году появился айфон, и экранное время стало составлять больше 8 часов, а живое общение – менее 2 часов. Тенденция только усиливалась, и сейчас мы столкнулись с эпидемией цифрового аутизма. Это состояние, в котором молодые люди не могут поддерживать длительный психологический контакт друг с другом, не интересуются внутренним миром другого человека, не ценят его. Даже на свиданиях живому общению предпочитают телефон.

Если вы проводите в телефоне больше 2,5–3 часов, у вас резко возрастает показатель депрессивных мыслей и суицидальных наклонностей.

У большинства появляется ощущение собственной неполноценности, отчужденности, социального напряжения.

Наши мотивации и цели зависят от того, насколько наш мозг может конструировать будущее

Если дефолт-система не работает, то дистальное видение, то есть возможность заглядывать вперед, у человека утрачивается. По сути, человек не может ставить перед собой цели.

Это приводит к тому, что люди рассчитывают на легкий успех, не воспринимают свои поражения. Все это не лучшим образом работает на экономику и развитие общества в целом.

Что с этим делать?

Еще исследования 2017 года показали, что медитация и осознанность помогают улучшать взаимодействие всех трех режимов работы мозга. Способность к мышлению улучшается, если вы следуете правилам цифровой гигиены, работаете над формированием социальных связей и увеличиваете количество социальных коммуникаций.

Читайте также