1. ЗОЖ
  2. Психология

Покорность Золушки и доверчивость Белоснежки: почему эти героини приучают нас быть жертвами и как правильно читать детям классические сюжеты - узнали у психолога

26.10.2021

Рано или поздно на сессии у психолога взрослый человек слышит детский вопрос: «Какую сказку вы любили в детстве?» или «С каким из сказочных персонажей вы себя ассоциируете?». Он расплывается в улыбке и с удовольствием начинает рассказ о «его» сказке и персонажах, которые больше всего на него похожи. И иногда, разбирая свои любимые истории во взрослом возрасте, мы вдруг осознаем, что наша, уже взрослая жизнь, идет по сценарию одной из таких сказок детства, а сами мы действуем по примеру одного из персонажей. Только хэппи эндом это не заканчивается. Психолог Тата Мостицкая объясняет почему.

Сказки действительно так сильно влияют на нашу жизнь?

Еще Карл Юнг уделял много внимания архетипам в жизни человека. Он определял их как образы, универсальные символы, которые повторяются в сюжетах мифов и сказок разных народов, передаются из поколения в поколения и влияют на формирование личности. 

В современной психологии идею о роли сказочных образов развила Кларисса П. Эстос в своей книге «Бегущая с волками: Женский архетип в мифах и сказаниях». В 2014 году эта книга стала бестселлером New York Times. Получается, что поиск себя в сказочных образах нам все так же интересен. Но почему? Потому что именно из сказок в детстве мы узнаем, как устроен мир, какие правила в нем работают, как поступать в тех или иных ситуациях, как преодолевать препятствия. А еще сказки дают нам ощущение защищенности: что бы ни происходило, в финале все будет хорошо, справедливость восторжествует, добро победит зло. 

Это то, что во взрослом возрасте помогает нам двигаться вперед и формирует наши поведенческие установки: как мы помогаем другим, дружим, строим отношения, защищаемся. 

 

Плюс, мы всегда идентифицируем себя с одним из персонажей. Вы и сейчас назовете свою любимую диснеевскую принцессу, кем вам хотелось быть и в кого вы играли в детстве. Это целый комплекс событий: девочке нравится мир, в котором живет принцесса, персонажи, которые ее окружают, приключения, через которые она проходит, и финал. Конечно же, счастливый. 

Чтобы пройти все препятствия и получить желаемое, ребенок понимает: нужно быть похожей на принцессу, вести себя так же как она. Маленькие девочки носят платья как у любимой героини, хотят такую же прическу, мальчики просят рыцарский меч или плащ супергероя. А еще дети подолгу перечитывают или пересматривают одну и ту же сказку. Такая идентификация с персонажем помогает ребенку развить в себе волевые качества и не бояться трудностей.

Тогда в чем проблема?

Наряду с позитивными характеристиками персонажей наша психика усваивает и другие, уже не столь полезные, модели поведения, которые в реальной жизни мешают строить счастливую жизнь. 

Жертвенность Русалочки, покорность Золушки, доверчивость Белоснежки, ожидание феи-крестной, которая решит все проблемы (хотя ее даже не звали), или мечты о принце, который сам тебя найдет, даже если ты будешь спать беспробудным сном, скорее мешают, чем помогают. Это одни из многих «сказочных» моделей поведения, которые взрослые девушки обсуждают в кабинете психолога. 

И что же, тогда лучше ребенку вообще не читать сказок? Или читать какие-то особенные?

На самом деле нет. Нет никаких «особенных» сказок, которые научат только хорошему. Более того, вы не сможете спрогнозировать, какая именно история «зацепит» ребенка. Вопрос в том: как вы читаете эти сказки с детьми? Задача родителей – «сопровождать» ребенка в прочтении любой истории и помогать ему вынести полезные уроки. 

Золушка могла не терпеть плохое отношение к себе, Русалочке необязательно было переделывать себя, чтобы понравиться принцу, Бэль могла не жертвовать собой, а Белоснежке стоило рассказать папе о своих проблемах. Фея-крестная не сможет помочь, если ее об этом не попросить, а принц не найдет тебя, если ты будешь сидеть взаперти. И это важный момент в каждой сказке: любое развитие сюжета, будь то встреча с принцем или победа над злом, происходит в тот момент, когда героиня покидает родительский дом – сепарируется от мамы и папы и начинает взрослеть. Для ребенка здесь скрыт важный урок: когда ты подрастешь, станешь взрослее, то начнешь строить свою жизнь самостоятельно, принимая свои решения, а родители будут рядом, если тебе понадобится помощь. И все это по силам рассказать вам. 

Обратите внимание, что новые принцессы вроде Анны и Эльзы из «Холодного сердца», Мериды из «Храброй Сердцем» или Моаны ведут себя по-другому: не ждут пока кто-то их спасет, справляются самостоятельно с трудностями, но при этом не уходят в позицию «мне никто не нужен, я могу все сама», а принимают помощь других и показывают, что не нужно переделывать себя, чтобы получить свой хэппи энд.

Читайте также