Создательница трансформационной игры «Гоа Сар», коуч, художник, автор системы архетипов «Колесо года» Наталья Лапидус рассказала, как, играя, можно определить свои потенциалы, построить стратегию реализации поставленных задач и радикально поменять жизнь.
Как и почему появились появились т-игры?
Темп современной жизни предполагает мультизадачность - человек не просто может, а должен перерабатывать большие объемы информации. Реальность такова: если ты сегодня что-то не потребил, уже завтра отстал от процесса. Такие условия создают «ментального», постоянно думающего человека. Фокус внимания сегодня находится в голове, а не в теле, как это было еще столетие назад, когда мы были плотно связаны с землей, а сельское хозяйство действительно имело жизненно важное значение.
Психология сегодня выполняет глубоко утилитарную функцию: работающие в этой сфере люди играют роль «дворников», избавляющих остальных от лишнего информационного шума и бесконечных историй, рождающихся в голове. И хотя у психологов есть масса инструментов, их оказалось недостаточно.
Трансформационные игры - как раз один из таких «новых» инструментов. Они позволяют людям расставить акценты и сложить все психоэмоциональные процессы в законченную конструкцию, имеющую начало, основную часть и концовку. В этом заключается их основной эффект.
Особенность трансформационных игр
Трансформационные игры построены на двух особенностях психического восприятия человека. Первая - структурность мышления, причинно-следственные связи. Именно поэтому основная задача игры - уложить в сознании человека историю, которую он готов принимать за свою. Это позволяет найти какой-то выход, применимый к реальной жизни.
Вторая важная особенность т-игр - знакомый способ (формат) восприятия. Именно через игру мы в детстве познаем мир. А это значит, в нашем сознании процесс игры ассоциируется с любопытством и увлекательностью.
Согласитесь, большинство из вас с радостью согласится поиграть, но вряд ли испытает положительные эмоции, услышав термин «психическая диагностика». Именно этот детский «якорь» делает т-игры такими востребованными. Это очень легкий инструмент, позволяющий без стресса поднять «камни» нашего бессознательного.
Но эти особенности восприятия «работают» только если вы сами готовы включаться в процесс рассуждений, образов и метафор, взаимодействовать с другими участниками процесса и воспринимать информацию. И это очень легко понять по телесным реакциям и позам - расслабление способствует пониманию.
Форматы проведения т-игр
Т-игра предполагает базовые форматы общения: индивидуальный и групповой. Вне зависимости от формата в игре присутствует ведущий, владеющий методологией данной игры. На профессиональном языке их называют игропрактиками. Игропрактики не обязаны иметь психологическое образование, но умение находить подход к людям - всегда большое преимущество.
Важной особенностью групповой игры является «живое» поле смыслов: все участники выносят на обсуждение те образы и вопросы, которыми готовые поделиться.
Такое поле создает возможность получить ответ более, чем на один запрос и само по себе оказывает глубокий терапевтический эффект. При этом у каждого участника есть возможность играть в пассивной позиции, наблюдая за игрой других и молча подбирая свои смыслы.
Любая игра может также проводиться в онлайн и оффлайн форматах. Результаты игр не зависят от формата проведения, однако вы можете выбрать удобный вам вариант. Онлайн-формат значительно увеличивает возможности участия, хотя и создает определенные ограничения: участникам предлагаются альтернативные полю, кубикам и картам решения.
Из каких элементов состоят т-игры?
Состав комплекта может отличаться, но чаще всего вы встретите: игровое поле, набор фишек, кубиков и карточек. Поле выступает в роли структуры, по которой двигается человек. Оно состоит из ячеек, каждой из которых присвоен номер и определенный смысл (значение или задание). Человек рандомно двигается по полю, собирая значимые для себя смыслы. Все поля разные и представляют собой уникальный авторский сценарий и дизайнерское решение.
Фишки в игре - это не только обозначение игрока, но и диагностика запроса. Именно поэтому они не назначаются, а выбираются игроками самостоятельно. Уже на основании того, какую форму и цвет выбрал для себя игрок, ведущий может сделать определенные выводы. И здесь важно понимать, что все в т-играх - метафора. А значит все, что вы способны увидеть или понять - это ваше. Остальное вам просто не нужно. Это важный момент в экологии т-игр.
Карты могут быть и более сложные: с образами и названиями, предлагающие человеку выбор, на что ориентироваться. Не менее часто применяются карточки исключительно с цитатами или вопросами. В любом случае задачей карт является обратить внимания человека на те зоны, которые ему недоступны, расширить личную историю.
Кубики в игре определяют количество шагов, которые игроку необходимо совершить, или показывают ячейку, на которую нужно встать. Кубики могут содержать не только цифры, но и знаки - игровые моменты. А могут полностью состоять из изображений.
Особые правила и дополнительные элементы игры. Это всегда элемент неожиданности: остановки, выход из игры, переходы, возвращение назад, использование особых ресурсов или подсказок, сценарии проведения, награды и достижения. Все это добавляет интерес и определенное «волшебство» в игру, а также удерживает внимание игрока на задаче.
Как проходят т-игры?
Т-игры всегда начинаются с презентации самой игры и запросов участников. После чего вас попросят выбрать фишку и занять стартовую позицию. Ходы совершаются по очереди каждым игроком. При этом отводится определенное время на общение игрока с ведущим по поводу обозначенного запроса.
В отдельных случаях вас могут попросить вытащить дополнительную карту, бросить специальные кубики или послушать обсуждение вашего запроса другими участниками. В момент, когда вы находите какое-то решение, вас оставляют его зафиксировать или дают дополнительное задание.
Таким образом вы проходите всю игру. Однако игра не всегда заканчивается в точке финиша. Очень часто т-игры длятся более двух часов, поэтому за игроками закреплено право выйти из игры в удобный и достаточный для них момент. И обозначение этой «достаточности» - тоже тренинговый момент. Он учит принимать решения.
Играть даже в одну игру можно по различным сценариям. Сценарии могут быть предусмотрены правилами игры или образовываться за счет того, что мы исследуем один вопрос в нескольких играх. Например, сначала работаем с талантами, затем - со страхами, позже - с действиями. Такие сценарии дают возможность игрокам очень широко рассмотреть ситуацию.
Хочется подчеркнуть, что т-игры не решат всех проблем за один час. Это тренинг, хотя в и очень удобной, комфортной форме. Именно вы регулируете формат его проведение и глубину, а более того - осуществление результатов в своей жизни.
Роль ведущего про процессе игры
Значимая роль в процессе игры принадлежит ведущему - игропрактику. Он обучен механике игры, понимает варианты развития игровых сценариев, владеет навыком чтения метафорических карт и кубиков, умеет выстраивать коммуникацию между участниками, нивелировать эмоциональные моменты и задавать открытые вопросы игрокам, приводящие их самих к решению. В заключении игры ведущий может пояснить вашу личную ситуацию и дать обратную связь по всей игре.
Можно ли играть без ведущего? Да, можно. Вы можете купить игру, разложить ее дома и получить ответы на собственные вопросы. Но в 90% случае они будут очевидными для вас и недостаточно широкими, чтобы найти выход. Объясняется это просто: вы будете мыслить из комфортной для себя зоны. Результат вас вряд ли удовлетворит.
Даже если вы на игре промолчали, это уже первый шаг к успеху. Вынося свою проблему из внутреннее пространства во внешнее, решить ее гораздо проще.
Я считаю, что сила игры зависит от компетенции ее автора, но в большей степени - от ведущего. Именно он передает философию игры, транслирует заложенные в нее смыслы и обладает достаточной широтой зрения, чтобы подобрать к вашим ассоциациям те вопросы и дополнения, которые помогут вывести ситуацию на качественно иной уровень. Поэтому мастера проходят курсы обучения каждой конкретной игре. Спрашивайте ведущих о сертификате!
Какие задачи решают т-игры?
Абсолютно разные! Среди авторов и игроков очень популярны те, которые позволяют проработать совершенно «земные» вопросы. Например, как похудеть, решить финансовые проблемы или завести отношения. Очень красиво разворачиваются игры с первоначальным тематическим запросом. Например, «Как осуществить мечты?». Или игры, посвященные вопросам самопознания. Они строятся на известных методах: астрология, языки, дизайна человека и т.д.
Немало, однако, и универсальных игр. В них можно зайти с любым запросом. При этом они проще по архитектуре, однако действительно качественные универсальные игры снабжены большим количеством игровых моментов. Иными словам обладают сложной игровой механикой и работают за счет неожиданных поворотов сценариев. Как правило, исключение во всех играх составляют вопросы здоровья и воли другого человека.
В игре важно не только понять сферу своего запроса (финансы, отношения, работа), но и поставить вопрос. Например, что мне мешает построить гармоничные отношения? Как мне найти работу своей мечты? Почему не получается заработать на покупку недвижимости?
Таким образом, в игре получится понять конкретные шаги по реализации или основания неудачи. И здесь важным моментом выступает самоощущение игроков: игра не должна заканчиваться опустошением или потерей смыслов. Игра - это легко, радостно и ресурсно. Именно по этим состояниям вы можете понять, что ваш запрос отправлен в «небесную канцелярию» и «принят на рассмотрение».