Разбираемся с экспертом: что такое трансформационные игры и как они помогают добиваться целей

Наталия Капица
Наталия Капица
03.05.2020

Создательница трансформационной игры «Гоа Сар», коуч, художник, автор системы архетипов «Колесо года» Наталья Лапидус рассказала, как, играя, можно определить свои потенциалы, построить стратегию реализации поставленных задач и радикально поменять жизнь.

avatar Наталья Лапидус

Наталья Лапидус

Коуч, художник, автор трансформационной игры «Goah Sahr: тайная тропа» и системы архетипов «Колесо года»

Как и почему появились появились т-игры?

Темп современной жизни предполагает мультизадачность - человек не просто может, а должен перерабатывать большие объемы информации. Реальность такова: если ты сегодня что-то не потребил, уже завтра отстал от процесса. Такие условия  создают «ментального», постоянно думающего человека. Фокус внимания сегодня находится в голове, а не в теле, как это было еще столетие назад, когда мы были плотно связаны с землей, а сельское хозяйство действительно имело жизненно важное значение.

Психология сегодня выполняет глубоко утилитарную функцию: работающие в этой сфере люди играют роль «дворников», избавляющих остальных от лишнего информационного шума и бесконечных историй, рождающихся в голове. И хотя у психологов есть масса инструментов, их оказалось недостаточно.

Трансформационные игры - как раз один из таких «новых» инструментов. Они позволяют людям расставить акценты и сложить все психоэмоциональные процессы в законченную конструкцию, имеющую начало, основную часть и концовку. В этом заключается их основной эффект.

Особенность трансформационных игр

Трансформационные игры построены на двух особенностях психического восприятия человека. Первая - структурность мышления, причинно-следственные связи. Именно поэтому основная задача игры - уложить в сознании человека историю, которую он готов принимать за свою. Это позволяет найти какой-то выход, применимый к реальной жизни. 

Вторая важная особенность  т-игр - знакомый способ (формат) восприятия. Именно через игру мы в детстве познаем мир. А это значит, в нашем сознании процесс игры ассоциируется с любопытством и увлекательностью. 

Согласитесь, большинство из вас с радостью согласится поиграть, но вряд ли испытает положительные эмоции, услышав термин «психическая диагностика». Именно этот детский «якорь» делает т-игры такими востребованными. Это очень легкий инструмент, позволяющий без стресса поднять «камни» нашего бессознательного.

Но эти особенности восприятия «работают» только если вы сами готовы включаться в процесс рассуждений, образов и метафор, взаимодействовать с другими участниками процесса и воспринимать информацию. И это очень легко понять по телесным реакциям и позам - расслабление способствует пониманию.

Форматы проведения т-игр

Т-игра предполагает базовые форматы общения: индивидуальный и групповой. Вне зависимости от формата в игре присутствует ведущий, владеющий методологией данной игры. На профессиональном языке их называют игропрактиками. Игропрактики не обязаны иметь психологическое образование, но умение находить подход к людям - всегда большое преимущество.

В индивидуальных играх вы играете наедине с ведущим. Это обеспечивает вам личный подход и интимность - не все готовы раскрываться перед другими людьми. В групповых играх принимает участие ведущий и группа (как правило, собирается до десяти человек).

Важной особенностью групповой игры является «живое» поле смыслов: все участники выносят на обсуждение те образы и вопросы, которыми готовые поделиться. 

Такое поле создает возможность получить ответ более, чем на один запрос и само по себе оказывает глубокий терапевтический эффект. При этом у каждого участника есть возможность играть в пассивной позиции, наблюдая за игрой других и молча подбирая свои смыслы.

Любая игра может также проводиться в онлайн и оффлайн форматах. Результаты игр не зависят от формата проведения, однако вы можете выбрать удобный вам вариант. Онлайн-формат значительно увеличивает возможности участия, хотя и создает определенные ограничения: участникам предлагаются альтернативные полю, кубикам и картам решения.

Из каких элементов состоят т-игры?

Состав комплекта может отличаться, но чаще всего вы встретите: игровое поле, набор фишек, кубиков и карточек. Поле выступает в роли структуры, по которой двигается человек. Оно состоит из ячеек, каждой из которых присвоен номер и определенный смысл (значение или задание). Человек рандомно двигается по полю, собирая значимые для себя смыслы. Все поля разные и представляют собой уникальный авторский сценарий и дизайнерское решение.

Фишки в игре - это не только обозначение игрока, но и диагностика запроса. Именно поэтому они не назначаются, а выбираются игроками самостоятельно. Уже на основании того, какую форму и цвет выбрал для себя игрок, ведущий может сделать определенные выводы. И здесь важно понимать, что все в т-играх - метафора. А значит все, что вы способны увидеть или понять - это ваше. Остальное вам просто не нужно. Это важный момент в экологии т-игр.

Самый значимый инструмент игры - карточки. На них могут быть изображены различные образы. А человеку предлагается найти свое описание и применение этого образа к запросу.

Карты могут быть и более сложные: с образами и названиями, предлагающие человеку выбор, на что ориентироваться. Не менее часто применяются карточки исключительно с цитатами или вопросами. В любом случае задачей карт является обратить внимания человека на те зоны, которые ему недоступны, расширить личную историю. 

Кубики в игре определяют количество шагов, которые игроку необходимо совершить, или показывают ячейку, на которую нужно встать. Кубики могут содержать не только цифры, но и знаки - игровые моменты. А могут полностью состоять из изображений.

Особые правила и дополнительные элементы игры. Это всегда элемент неожиданности: остановки, выход из игры, переходы, возвращение назад, использование особых ресурсов или подсказок, сценарии проведения, награды и достижения. Все это добавляет интерес и определенное «волшебство» в игру, а также удерживает внимание игрока на задаче.

Как проходят т-игры? 

Т-игры всегда начинаются с презентации самой игры и запросов участников. После чего вас попросят выбрать фишку и занять стартовую позицию. Ходы совершаются по очереди каждым игроком. При этом отводится определенное время на общение игрока с ведущим по поводу обозначенного запроса.

В отдельных случаях вас могут попросить вытащить дополнительную карту, бросить специальные кубики или послушать обсуждение вашего запроса другими участниками. В момент, когда вы находите какое-то решение, вас оставляют его зафиксировать или дают дополнительное задание.

Таким образом вы проходите всю игру. Однако игра не всегда заканчивается в точке финиша. Очень часто т-игры длятся более двух часов, поэтому за игроками закреплено право выйти из игры в удобный и достаточный для них момент. И обозначение этой «достаточности» - тоже тренинговый момент. Он учит принимать решения.

Играть даже в одну игру можно по различным сценариям. Сценарии могут быть предусмотрены правилами игры или образовываться за счет того, что мы исследуем один вопрос в нескольких играх. Например, сначала работаем с талантами, затем - со страхами, позже - с действиями. Такие сценарии дают возможность игрокам очень широко рассмотреть ситуацию.

Хочется подчеркнуть, что т-игры не решат всех проблем за один час. Это тренинг, хотя в и очень удобной, комфортной форме. Именно вы регулируете формат его проведение и глубину, а более того - осуществление результатов в своей жизни. 

Роль ведущего про процессе игры

Значимая роль в процессе игры принадлежит ведущему - игропрактику. Он обучен механике игры, понимает варианты развития игровых сценариев, владеет навыком чтения метафорических карт и кубиков, умеет выстраивать коммуникацию между участниками, нивелировать эмоциональные моменты и задавать открытые вопросы игрокам, приводящие их самих к решению. В заключении игры ведущий может пояснить вашу личную ситуацию и дать обратную связь по всей игре. 

Можно ли играть без ведущего? Да, можно. Вы можете купить игру, разложить ее дома и получить ответы на собственные вопросы. Но в 90% случае они будут очевидными для вас и недостаточно широкими, чтобы найти выход. Объясняется это просто: вы будете мыслить из комфортной для себя зоны. Результат вас вряд ли удовлетворит.

Ведущий - внешний элемент по отношению к вам и вашей проблеме. Он не просто проводит по полю, связывая ходы между собой и задавая дополнительные вопросы, но и выступает в роли носителя вашего обещания решить задачу. Иными словами, после этого придется действовать!

Даже если вы на игре промолчали, это уже первый шаг к успеху. Вынося свою проблему из внутреннее пространства во внешнее, решить ее гораздо проще.

Я считаю, что сила игры зависит от компетенции ее автора, но в большей степени - от ведущего. Именно он передает философию игры, транслирует заложенные в нее смыслы и обладает достаточной широтой зрения, чтобы подобрать к вашим ассоциациям те вопросы и дополнения, которые помогут вывести ситуацию на качественно иной уровень. Поэтому мастера проходят курсы обучения каждой конкретной игре. Спрашивайте ведущих о сертификате!

Какие задачи решают т-игры?

Абсолютно разные! Среди авторов и игроков очень популярны те, которые позволяют проработать совершенно «земные» вопросы. Например, как похудеть, решить финансовые проблемы или завести отношения. Очень красиво разворачиваются игры с первоначальным тематическим запросом. Например, «Как осуществить мечты?». Или игры, посвященные вопросам самопознания. Они строятся на известных методах: астрология, языки, дизайна человека и т.д.

Немало, однако, и универсальных игр. В них можно зайти с любым запросом. При этом  они проще по архитектуре, однако действительно качественные универсальные игры снабжены большим количеством игровых моментов. Иными словам обладают сложной игровой механикой и работают за счет неожиданных поворотов сценариев. Как правило, исключение во всех играх составляют вопросы здоровья и воли другого человека.

В игре важно не только понять сферу своего запроса (финансы, отношения, работа), но и поставить вопрос. Например, что мне мешает построить гармоничные отношения? Как мне найти работу своей мечты? Почему не получается заработать на покупку недвижимости?

Таким образом, в игре получится понять конкретные шаги по реализации или основания неудачи. И здесь важным моментом выступает самоощущение игроков: игра не должна заканчиваться опустошением или потерей смыслов. Игра - это легко, радостно и ресурсно. Именно по этим состояниям вы можете понять, что ваш запрос отправлен в «небесную канцелярию» и «принят на рассмотрение».

Читайте также