1. ЗОЖ
  2. Психология

«Спасибо, но нет»: как отказывать без угрызений совести на работе

Татьяна Мостицкая
Татьяна Мостицкая
23.11.2021

«Если сегодня я откажусь идти в бар с коллегами на новом рабочем месте, то в следующий раз меня просто не позовут».

«Я не хочу идти на встречу выпускников, мне это неинтересно. Но вдруг все подумают, что я стала надменной или высокомерной?»

«Мама просит помочь ей на выходных на даче. Я так устала за рабочую неделю, но не хочу быть виноватой, что не уделила внимания и не помогла».

«Не хочу отвечать коллеге по работе в час ночи. Это не срочно и может подождать, а еще это не входит в мои обязанности, но вдруг все подумают, что я плохая сотрудница?»

Знакомо? Сколько раз в жизни вы хотели сказать «нет», но не решались? В таких ситуациях за нас говорит: страх быть отвергнутым человеком, которому отказал (пример №1), чувство осуждения (пример №2), вина (пример №3), стыд (пример №4). Все эти переживания мешают нам очертить границы там, где они должны быть, поставить себя на первое место и выстраивать качественно хорошие отношения как в профессиональной, так и в личной жизни. Вместе с психологом Татьяной Мостицкой мы сделали серию материалов о том, как отказывать в личной жизни и рабочей среде, и почему это важно. Начинаем с работы!

Неважно в какой сфере вам трудно говорить «нет», определите границы того, как с вами можно и нельзя поступать, на что вы готовы идти в отношениях, чего вы хотите, на что согласны и что для вас категорически неприемлемо. Эти знания будут критически важны, когда вы услышите очередное нежеланое предложение и сможете отреагировать. Если нужно, выпишите для себя эти правила и перечитывайте время от времени, пока они не отложатся в вашем сознании. 

 

В работе очень важно четко понимать свои рабочии инструкции, должностные обязанности и график. Помните, что если вы берете на себя то, что не прописано в контракте, – это напрямую влияет на качество работы, ради которой вас наняли. 

Сказать «нет» тому, что не входит в ваши обязанности или на что у вас нет времени, – это сказать «да» своему профессионализму.

Определите, кому вы подчиняетесь, а с кем находитесь на равных позициях. Часто говоря своему руководителю «да», мы начинаем также часто говорить «да» и коллегам, забывая о том, что мы на равных, а значит не обязаны помогать или соглашаться делать то, чего не хотим/не можем. Разделяйте эти две категории людей. Отказать руководителю действительно может быть сложно, мы часто идем ему навстречу, потому что от этого зависит наше положение. Но и тут важно выстраивать границы и высказывать свое мнение. Вот, что следует учитывать:

  • Время беседы.

Постарайтесь подобрать момент, когда человек не будет в стрессе или раздражен. Разговор наедине также может быть более продуктивным.

  • Будьте конструктивным и нейтральным.

По факту, это значит: «как мне сказать нет, не говоря нет?». Подключите объективность. Например: «Если я начну делать эту презентацию в довесок к текущим задачам, у меня не будет времени закончить отчет, который нужен до конца этой недели». В такой формулировке отсутствует субъективное мнение («я не успею сделать это»), что дает начальнику меньше возможностей для апелляции.

  • Заранее подумайте, какую мысль хотите донести и избегайте высказываний, где вы соглашаетесь на то, от чего хотели бы отказаться.

Во фразе «Да, но…» начальник уже слышит согласие, чего ему вполне достаточно, чтобы не продолжать диалог дальше. Вместо этого предложите свои варианты решения проблемы, распределения времени, привлечения других коллег.

  • Перефразируйте слово «нет».

Если сама формулировка кажется вам грубой или отталкивающей, найдите ей приемлемую замену: «Сейчас я не могу этого сделать», «Я предпочитаю этого не делать», «У меня правда не получится потому, что…». 

  • «Нет» значит «нет».

Давать надежду на то, что вы согласитесь позже, – не лучший вариант. Таким образом вы только оттягиваете для себя неприятный момент отказа. А коллегу лишаете времени, которое он мог бы потратить на решение своей проблемы, не дай вы пустой надежды. Это забота о себе и других.

  • Аргументы и объективность.

Аргументируйте свой отказ объективными причинами: «Я не могу помочь тебе с этим проектом, потому что все мое время уходит на подготовку презентации для новых клиентов», «Не могу остаться с тобой после работы, так как завтра утром у меня совещание» и т.д.

  • Обращайте внимание на «нет» других людей.

Фиксируйте то, как отказывают люди, неважно вам или другим, главное, как это происходит. Так вы быстро убедитесь, что отказывать можно по-разному, и это нестрашно. Берите эти кейсы на вооружение.

Умение отказывать говорит сразу о нескольких вещах: вы хорошо знаете себя, свои желания, потребности и ориентируетесь в них; у вас выстроены личностные границы с миром. И самое главное: грамотные корректные отказы защитят вас от манипуляций и использования другими людьми, сознательно или бессознательно. 

Читайте также