А
«Загадочная история Бенджамина Баттона»
Мы знаем, что герой Брэд Питта в «Загадочной истории Бенджамина Баттона» проживает жизнь «наоборот»: рождается старцем и с течением времени молодеет и превращается в ребенка. Тем не менее процессы старения показаны в фильме по всем стандартам. Что отличает двадцатилетнего юношу от глубокого старца? Ближе к 40-45 годам у мужчин «опускается» средняя зона лица. Гримеры для этого налепляют пластический гримм («малярные мешки»), моделируя складку над носогубной морщинкой («носогубный валик»). Средняя зона лица наиболее подвижна, поэтому признаки старения, в первую очередь, становятся заметными именно в этой зоне.
Соответственно если мы хотим хирургически омолодить мужчину 40-45 лет, самой эффективной методикой будет «эндоскопическая подтяжка средней зоны лица». Плюс этой процедуры в том, что окружающие не заметят хирургического вмешательства – результат выглядит довольно естественно. Хирург делает два разреза: первый – в волосистой части головы (в висках), второй – внутри рта. Это позволяет поднять и зафиксировать в исходном положении ткани средней зоны лица.
С женским лицом дела обстоят иначе. В этом же фильме процесс старения проходит и героиня актрисы Кейт Бланшетт. Здесь перемещаются ткани средней зоны лица для того, чтобы смоделировать основной объем по бокам, в зоне скул.
Ближе к шестидесяти годам процессы омоложения мужчин и женщин становятся похожими. Все связано с общей проблемой нарушения шейно-подборочного угла. Но у худых мужчин и женщин это не так заметно, как у пациентов с избыточным весом или у сильно похудевших.
Надо сказать, что с омоложением шеи связаны целые комплексы пластической хирургии: мышцы шеи вплетаются своим вторым концом в мимические мышцы лица. Они тянут за собой и уголки губ, и ткани щек, поэтому, когда мы делаем подтяжку шеи (или «платизмопластику), нам важно смоделировать молодое, исходное положение мышц шеи.
Второе, что бросается в глаза при старении, - изменение формы век. Хрящи нижнего и верхнего века, формирующие его форму, расслабляются, и веко немного округляется. У женщин это происходит раньше, чем у мужчин.
Вообще у пациентов за 55-60 лет глаз становится немного рыбьей формы, округлившийся, с оголяющейся слизистой. Именно поэтому важно при омолаживающей хирургии во время блефаропластики смоделировать миндалевидность век, убрать избытки кожи, поддержать мышцы и перераспределить жировую ткань. Во время старения, разумеется, ухудшается качество кожи. Гримеры, состаривая актеров, превращают их кожу будто бы в «пенек» с грибами – добавляют папилломы, пигментные пятна, новообразования, родинки. В жизни все это убирается с помощью CO2-лазера (или «углекислотного лазера»), который не просто выравнивает цвет кожи, но и подтягивает ее.
С течением жизни у мужчин и у женщин растут хрящи носа и ушей. Если посмотреть на актеров старших возрастных групп, то можно обратить внимание на раздвоенные кончики носа и более высокие ушные раковины. Это исправляется во время операции по омоложению тканей лица и шеи: мочки ушей достаточно легко уменьшить, так же, как и кончик носа. И это всегда украшает операцию.
Изменение положения бровей и висков – тоже немаловажный и очень заметный элемент в процессе старения. Пациенты очень часто прибегают к инъекциям ботокса в возрасте от сорока пяти лет. По закону современной пластической хирургии, ботокс все же есть превентивная методика. Поэтому если мы уже сталкиваемся с изменением положения бровей, избыточностью ткани в области висков, то для начала стоит сделать эндоскопическую подтяжку этих областей, а потом уже продолжить использование ботулотоксина.
Если посмотреть на стареющую героиню Кейт Бланшет, то гримеры очень точно передали возрастные изменения в области носогубного треугольника. Действительно, у женщин (а особенно у тех, кому присуща высокая мимическая активность носогубного треугольника), формируются кисетные морщины – вертикальные морщинки в области верхней и нижней губы. Кроме того,у у них также опускаются уголки губ: как я уже сказал выше, это происходит за счет того, что мышцы шеи начинают тянуть их вниз, вместе с тем теряется тонус и форма губ. Это можно легко скорректировать с помощью введения гиалуроновой кислоты. Эффективнее всего сочетать контурную пластику с операцией, которая называется «булхорн пластика» – это когда верхняя губа поднимается через маленький разрез у основания носа.
«Господин Никто»
Если обратить внимание на то, как взрослеют, а затем стареют герои Джареда Лето и Дианы Крюгер в фильме «Господин Никто», то можно заметить, как профессионально сработали гримеры и кастинг-менеджеры, отвечающие за подбор актеров. Возрастные изменения героев переданы очень точно.
Среди непрофессионалов всегда считалось, что с возрастом у нас якобы появляются избытки кожи в области верхнего и нижнего века, и начинают проявляться грыжи в области нижних век.
На самом деле старение век – это более комплексное понятие: своим ординаторам я всегда говорю, что коррекция нижних век – это одна из самых сложных операций, потому что включает не только удаление избытков кожи, но и омоложение всей средней области лица.
Со временем у нас появляются темные круги под глазами, слезные борозды, начинает изменять положение вся щечно-скуловая область и проявляются щечно-носогубные валики. Идеальный комплекс после 40-42 лет – блефаропластика нижних век и «чек-лифт». Последнее подразумевает операцию, при которой вместе с подтяжкой кожи нижних век хирург перераспределяет жировую ткань.
Важный момент: мы не удаляем жировые грыжи, а перераспределяем их, чтобы не создать эффект заваленных, пустых век, или «кукольных глаз» (как я еще их называю). В рамках чек-лифтинга мы также омолаживаем круговую мышцу глаза, потому что она теряет тонус. Когда мы создаем такую гримасу на лице, будто бы щуримся от солнца, ткани сразу подтягиваются. При правильно выполненном чек-лифтинге мы добиваемся следующего эффекта: полностью поднимаются вверх все ткани подглазничной области. Во время такой омолаживающей комплексной операции на веках очень важно укрепить наружный угол глаза, потому что в процессе старения он тоже меняет свою форму: опускается вниз из-за растяжения «кантальной связки». Эти микро-нюансы хирург должен учитывать во время омоложения век, чтобы лицо не выглядело прооперированным. Это очень частая ошибка, когда хирург просто убирает кожу и не делает никаких других манипуляций.
«Дневник памяти»
В «Дневнике памяти» герои Райана Гослинга и Рейчел МакАдамс тоже показываются нам в возрастной динамике. Вместе с тем очень типично прослеживается различие в старении двух типов лиц.
Райан Гослинг – типичный обладатель вытянутого лица. Такие лица стареют своеобразно: поскольку высота лица превалирует над его шириной, то первым делом стареет средняя зона, или средняя треть, как мы ее называем.
У мужчин появляются круги под глазами, глубокая слезная борозда, начинает проявляться глубокая носогубная складка. Если перед зеркалом погримасничать и потянуть ткани немного в сторону за скуловую точку, средняя зона сразу становится на место. При этом именно такой же трюк делают хирурги, омолаживая мужчин, особенно актеров, чтобы следы операции были незаметны. Ни в кое случае на таких вытянутых лицах в раннем возрасте нельзя делать круговую подтяжку или Смас лифтинг.
У Рейчел МакАдамс достаточно круглый овал лица. Это менее заметно в молодом возрасте. Актриса, которая играла ее повзрослевшую героиню, действительно точно передает старение такого типа лица. Подобным девушкам нужно вовремя сделать «смас лифтинг»: лица «тяжелые», и опущение мышечного каркаса превалирует над старением кожи. Для того, чтобы очень эффективно, незаметно и аккуратно омолодить такое лицо, хирургу нужно тщательно поработать с очень глубокими слоями на лице – со всеми мышечными и подмышечными структурами. Кроме того, важно выполнить перемещение комков Биша, о которых сейчас много говорят (они используются для «обманки» формирования средней зоны лица как такие маленькие импланты).
Текст: Карина Андреева