Наверняка вы замечали на городских улицах и в парках людей, которые плавно перемещаются по дорогам на загадочном транспорте с эффектом парения в воздухе. При этом подобные гаджеты не похожи ни на самокаты, ни на ролики (привет, Марти Макфлай!). Это не что иное, как новомодный самобалансирующий экотранспорт, который глобально можно отнести к категории сигвеев. Но если на обычном сигвее на работу не доедешь — не хватит заряда батареи, да и в метро не пустят (он весит 50 кг), то на мини-сигвее — запросто! Его весьма завидными преимуществами являются легкость управления, маневренность, безопасность, бесшумность и экологичность.
Принцип работы немного футуристичных устройств довольно прост. Их основа — это гироскоп (от древнегреч. «вращение» и «смотреть»), процессор и электромоторы, соединенные с колесами. Иначе говоря, изначально гироскоп настроен идеально по отношению к земле, а любые отклонения тела человека через датчики передаются на главный процессор, который решает, куда нужно направиться пользователю. При наклоне корпуса гаджет двигается вперед: чем больше угол, тем больше скорость.
Стоимость сигвеев зависит от бренда и комплектации (наличие/отсутствие дистанционного пульта управления, музыкального модуля, подсветки, яркого дизайна), не влияющих на качество езды.
Мини-сигвеи бывают нескольких видов.
Моноколесо — компактный механизм, состоящий из собственно колеса, корпуса и электродвигателя. Корпус из высокопрочного пластика устроен таким образом, чтобы ноги человека размещались на специальных откидывающихся ножках. Электродвигатель приводит в действие колесо, а сам питается от встроенного аккумулятора, который заряжается от сети. На ровной поверхности можно разогнаться до 18 км/ч (для сравнения: скорость человека во время пешей прогулки — 1,5 км/ч, бега — 7,5 км/ч), а полного заряда аккумулятора хватает для преодоления пути в 25 км. Передвигаться можно не только по специальным асфальтированным дорожкам, но и по грунту в любых погодных условиях (включая слякоть и снег).
Электроскейт не предназначен для прыжков с парапетов или скольжения по перилам. Зато на нем можно быстро и комфортно ездить по любому — даже деформированному — покрытию. Кстати, электроскейт тоже может быть одноколесным: платформа такого гаджета имеет по центру пустое пространство, через которое проходит колесо. Также обязательно наличие автоматической балансировки и гироскопа. Как опции — светодиодная лента, подсветка, аудиоколонки, совместимость со смартфоном... Скорость передвижения — около 20 км/ч, расстояние на одной зарядке (от любой розетки за 1-2 часа) — 16 км.
Гироскутер (синонимичные названия — Smart Board, мини-сигвей, наносигвей, гироборд, гироцикл) отдаленно напоминает большую гантель и работает за счет все тех же динамической балансировки и электромотора: наклон тела — разгон, отклонение корпуса назад — торможение или задний ход, поворот осуществляется при наклоне тела в нужную сторону. Модель Smart (названа по аналогии с одноименной маркой машины) одна из самых легких (13 кг) и компактных и идеально подходит для города. Максимальная скорость — до 25 км/час. Расстояние на одной зарядке (2-3 часа) — 20 км.
Хотя сигвеи, в общем-то, уже давно не новинка, на улицах Москвы они все еще в диковинку, поэтому приготовьтесь к повышенному вниманию прохожих. Учтите, что сигвеи без проблем ездят даже по легкой грунтовой дороге, но очень не любят желтой тактильной плитки и неровно положенного асфальта (иными словами, здесь имеются в виду все случаи, когда одна нога оказывается значительно ниже другой). Несмотря на всю кажущуюся легкость передвижения (стой себе, а оно само везет), на следующий день после первой поездки болят все возможные мышцы-стабилизаторы: в обычной жизни мы их почти не используем, а попытка удержаться на сигвее загружает их по полной.
Текст: Татьяна Королева