В последние годы фермерство в России набирает обороты. Натуральные продукты стали доступнее, а предприниматели открыли для себя новую перспективную нишу. Однако у вполне прогрессивных идей развития локального бизнеса есть свои подводные камни. Только профессионалы индустрии могут объяснить, как формируются цены на экологически чистые продукты и как проверять эти продукты на соответствие заявленным стандартам.
«Многим людям ферма представляется местом с молочными реками и кисельными берегами, — рассказывает Ольга Карпова, основательница
Для фермы, которая представляет собой семейный бизнес без привлечения посторонних инвестиций, это достаточно длительный срок. Большинство подобных проектов в России спустя пару лет либо закрывают как экономически невыгодные, либо видоизменяют, решив сосредоточиться на ограниченном количестве продуктов. Именно в эти моменты у основателей заканчивается энтузиазм — и гуманные цели уходят на второй план.
Ферма — это затратный проект, поэтому и цены на фермерские продукты в разы выше магазинных. «Говоря о высокой стоимости конечных продуктов, люди не представляют, сколько ресурсов уходит на их создание, — объясняет Ольга. — На ферме работает десять человек, мы постоянно закупаем упаковку, корм, дрова, сено, оплачиваем бензин. Затратно и само ручное производство: для того чтобы сделать 1 кг сыра, нужно 5 л молока, а на 1 кг масла уходит 50 л. Те же продукты гораздо дешевле произвести в заводских масштабах, но тогда об их полезности говорить не придется. Например, на крупных заводах молоко летом сепарируют, отделяя сливки и обезжиренную основу. Сливки замораживают и зимой смешивают с сухим молоком, получая тем самым нормализованное, которое можно найти на полках супермаркетов».
Как ни парадоксально, но именно такой подход ближе многим потребителям. Всему виной привычка всегда получать одинаковый продукт (на ферме вкус и качество молока зависят от многих факторов — начиная с настроения молочницы и заканчивая временем года) и уверенность, что продукт соответствует всем санитарным нормам.
В случае с фермерскими продуктами Ольга советует лично приезжать на фермы и смотреть, как организован процесс производства: «Наша продукция не имеет статуса «organic». В России этот процесс еще не налажен. Для крупных компаний, которые, например, производят бытовую химию и закупают сырье за границей, процедура получения экосертификатов более понятна, но фермерам это сделать крайне сложно. К тому же конечному потребителю гораздо важнее увидеть все своими глазами. Для этого мы придумали экскурсии и фермерские обеды, во время которых можно посмотреть, как функционирует ферма, и задать любые вопросы».
Удостовериться в надежности продуктов можно, изучив справки от ветеринаров о состоянии здоровья животных, документы из санитарно-эпидемиологической службы и декларацию соответствия. Если человеку важно узнать, есть ли в его курице, например, антибиотики, ее можно сдать в лабораторию на макробиологическое исследование.
Тем не менее некоторые хозяйства стремятся к тому, чтобы их продукция получила заветный статус «organic». Основательница интернет-магазина фермерских и органических продуктов