1. Здоровье
  2. Психология

Как укротить гнев: учимся контролировать эмоции во время стресса

18.10.2022

Маркос Васкес, создатель блога о здоровом образе жизни Fitness Revolucionario, в своей книге «Стоики побеждают. Ментальные тренировки для преодоления жизненных трудностей» (издательство «Альпина Паблишер») дает советы, как выживать в кризисе и стрессе. И их он берет из учений стоицизма (философской школы, возникшей в 300 году до нашей эры) и современной психологии. Мы уже публиковали его мнение о том, как не поддаваться чувствам и не принимать поспешных решений (читайте здесь). Теперь выбрали еще один не менее интересный отрывок про гнев: почему это самая разрушающая эмоция, с которой нужно бороться. 

 

Если тревога возникает из-за страха будущих событий, то гнев порождается тем, что уже случилось, и часто связан с действиями других людей. Стоики считали гнев одной из самых разрушительных эмоций, поэтому уделяли особое внимание его укрощению.

Сенека написал на эту тему целую книгу, она так и называется — «О гневе», в ней он определяет гнев как временное помутнение разума, за которое мы платим высокую цену: «Неконтролируемый гнев страшнее, чем причина, вызывавшая его», «Гнев — это кислота, которая больше вредит сосуду, в котором она хранится, чем тем, на кого она выливается» и «Гнев очень похож на падающий камень, разбивающийся вдребезги о ту самую вещь, которую он сокрушает».

Почему гнев столь разрушителен? Потому что он затуманивает мозг и заставляет жаждать мести, а это опасное сочетание. Большинство жестоких поступков не планируется заранее, а является результатом внезапного, неуправляемого приступа гнева. И даже если речь не идет о жестокости, импульсивная реакция в состоянии гнева может лишить вас работы или разрушить важные отношения.

В приступе гнева способность мыслить теряется. Не стоит жертвовать своими долгосрочными целями, реагируя на провокации настоящего момента. Сдерживайте реакцию до тех пор, пока гнев не остынет.

Первым делом, как обычно, нужно отстраниться от этой эмоции и объективно взглянуть на ситуацию. Что конкретно произошло? Необходимо оценить, действительно ли причинен вред или наш разум преувеличивает.

Вас кто-то подрезал на дороге? Ваша очередь в супермаркете самая медленная? Кто-то оставил неприятный комментарий на вашей странице в соцсети? Кто-то не так на вас посмотрел? Зачастую такие незначительные события выводят нас из себя.

В этом случае нужно просто посмотреть на ситуацию со стороны и воздержаться от реагирования. Самое время вспомнить, что вредит в действительности не что-то внешнее, а наша собственная интерпретация фактов. Сходя с ума из-за таких мелочей, мы на значительную часть дня теряем прекрасное состояние самообладания и невозмутимости.

Как отмечал Сенека, «гнев наш часто длится дольше, чем то, что вызывало его». Если кто-то подрежет вас на дороге, вы, может быть, на полминуты опоздаете на работу. Этим и ограничен весь вред. А вот гнев, вспыхнувший в результате этого, испортит вам весь день. Таким образом, винить за страдания вы должны только себя, а не что-то внешнее.

Стоики советовали повышать уровень терпимости к таким малозначительным ситуациям. В противном случае нам придется всю жизнь страдать из-за действий других людей и внешних ситуаций.

Особенно стоики осуждали тех, кто постоянно живет в состоянии гнева или обиды. Если в текущий момент не из-за чего злиться, они вспоминают что-нибудь плохое из прошлого, подменяя им настоящее. Спокойствие разума (атараксия) — это наилучшее состояние души, глупо добровольно отказываться от него.

Стоики также советовали успокаивать разум, используя физиологические возможности организма. Они хорошо понимали связь между физиологией и психологией. Оказавшись во власти гнева, нужно расслабить мышцы лица, спокойно дышать и медленно пройтись... Им было известно, что довольно быстро психическое состояние начинает отражать физический статус.

Помимо анализа нанесенного нам вреда стоики советуют оценить намерения того, кто стал причиной гнева.

Мы часто предполагаем, что человек намеренно обидел нас, хотя основной причиной может быть рассеянность или некомпетентность. Хотя результат остается тем же, гнев часто ослабевает, если мы понимаем, что действия этого человека были случайными, а не намеренными.

Более того, очень часто такие действия оказываются оправданными, мы бы и сами поступили так на месте обидчика.

Как говорил Эпиктет, «разве можно судить поступки другого, если не знаешь его мотивов?». Может быть, водитель, который подрезал вас на дороге, вез серьезно больного ребенка в больницу. Даже если это не так, то допущение возможности существования причин такого поведения, не имеющих отношения к вам, ослабит ваш гнев. Сколько раз в жизни вы случайно делали то, что вам так не нравится в поведении других? Признавать право других людей на ошибку так же важно, как и признавать это право за собой.

Еще один способ справиться с гневом — меньше внимания обращать на мнение других людей.

В наши времена очень просто найти ненужную информацию. Если читать каждый комментарий на своей странице или прислушиваться к каждому мнению, вы наверняка найдете то, что вам не понравится. Если мы начнем обижаться на чужие комментарии, то всю жизнь проведем в обиде. Этот типичный подход стоиков применим ко многим сферам жизни. Если вы будете расстраиваться из-за «Х», то всю жизнь проведете в страданиях, ведь возможности «Х» бесконечны.

Гораздо труднее справиться с последствиями собственных импульсивных реакций, чем просто стерпеть то, что вызывает у нас гнев. Зачастую гнев гораздо опаснее, чем его причина.

Это не значит, что нужно игнорировать то, что вызывает у вас гнев. Если ваш работник делает что-то не так, вы должны его поправить. Если это не помогает, вам придется его уволить. Но, если вы станете злиться, это лишь усилит его раздражение и нарушит ваше спокойствие. Помните, что чужое поведение нам неподвластно.

Иногда действия других действительно нацелены на причинение нам вреда. Такие ситуации особенно сильно провоцируют гнев, но именно в них важно сдерживаться.

Злость редко помогает в подобной ситуации, она лишь блокирует способность думать. Ваш гнев дает преимущество тем, кто хочет навредить вам, ведь вы позволяете им изменять ваше душевное состояние. Никому не позволяйте этого. Если они в силах спровоцировать вас, то могут управлять вами.

Если кто-то намеренно причиняет вам зло, подумайте, заслуживает ли этот человек ответной реакции. Чаще всего лучшим ответом является безразличие. Те, кто пытается привлечь к себе внимание, нападая на других, часто не выносят, когда их игнорируют. Помните, что стоики считали плохие поступки исключительным злом, и не поддавайтесь на провокации.

По книге «Стоики побеждают. Ментальные тренировки для преодоления жизненных трудностей», Маркос Васкес 

Читайте также
.